Роман И. А.
Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране
чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество
уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание
жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти
удивительно верное определение уклада русской жизни того времени —
“обломовщина”.
Главная задача
автора в романе — показать, как постепенно умирает в человеке человек,
насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать.
Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова — его инертность, апатия,
отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров
показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они
рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого
не надо прилагать никаких усилий. Обломов — дворянин, ему не надо трудиться
ради куска Хлеба — на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и
полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями
лежать на диване, не потому, что устал, а потому, “что это было его нормальным
состоянием”. Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными
широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только
свешивал ноги с дивана.
В молодости
Обломов “был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого
себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли”. Но время шло, а Илья
Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг
ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его “была
как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний”.
Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного
занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две
половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было
синонимами, а другая — из покоя и мирного веселья. Он понял, что “надобно быть
по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу”, а
потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью
затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд
души, поскольку десятки поколений его предков “сносили труд как наказание,
наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда
от него избавлялись, находя это возможным и должным”.
В жизни
Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести
такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: “Отчего я такой?” В кульминационной
главе романа “Сон Обломова” писатель отвечает на этот вопрос. Он создает
картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка
постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов
переносится в имение своих родителей Обломовку, “в благословенный уголок
земли”, где нет “моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов —
нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”. Перед нами предстает идиллическая
картина, ряд прекрасных пейзажей. “Правильно и невозмутимо совершается там
годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие
царствуют и в нравах людей в том краю”, — пишет И. А. Гончаров. Обломов видит
себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше
вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и
главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает “какой-то
всепоглощающий,
ничем не победимый сон”, который И. А. Гончаров делает символом,
характеризующим людей типа Обломова, и который называет “истинным подобием
смерти”. С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать,
что для любой работы есть “Васька, Ванька, Захарка”, да и сам в какой-то момент
понял, что так “покойнее гораздо”. А потому все “ищущие проявления силы” в
Илюше “обращались внутрь и никли, увядая”. Такая жизнь лишила героя романа
всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих
привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье
“Что такое обломовщина?” Н. А. Добролюбов писал “Обломов — не тупая апатичная
фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о
чем-то думающий”. Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В
его суждениях есть грустная правда — также следствие российской жизни. К чему
стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли
вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе
традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя
величайшему испытанию — испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке
огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров —
реалист, и он не может показать счастливый финал романа. “Отчего погибло все?
Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?” — с горечью пытается понять Ольга. И
писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла —
обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. “Наше имя легион!” — говорит
он Штольцу. И действительно, поражены “обломовщиной”, стали ее жертвами почти
все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая
заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил
болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов
охарактеризовал как “неспособность деятельно захотеть чего-либо”, и указал на
социальные причины этого явления.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/