Роман Гончарова «Обломов» продолжает галерею произведений, в которых
описаны герои лишние для всего света и для самимх себя, но не лишние для
страстей, кипящих в их душах. Обломов, главный герой романа, вслед за Онегиным
и Печориным, проходит тот же тернистый путь жизненных разочарований, пытается
что-то изменить в мире, пытается любить, дружить, поддерживать отношения со
знакомыми, но все это у него плохо получается. Точно так же как и не получилась
жизнь у лермонтовского и пушкинского героев. И главные героини всех этих трех
произведений, «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Обломов», тоже похожи
– чистые и светлые создания, которые так и не смогли остаться вместе со своими
возлюбленными. Быть может, определенный тип мужчин притягивает определенный тип
женщин? Но почему тогда, такие никчемные мужчины притягивают таких прекрасных
женщин? И, вообще, в чем причины их никчемности, неужели они родились такими,
или это дворянское воспитание, или во всем виновато время? Постараемся и мы на
примере Обломова вникнуть в суть проблемы «лишние люди» и попытаться ответить
на поставленные вопросы.
С развитием истории «лишних людей» в литературе выработалась своего рода
атрибутика, или вещи, предметы, которые обязательно должны присутствовать у
каждого такого «лишнего» персонажа. У Обломова все эти принадлежности налицо:
шлафрок, пыльный диван и старый слуга, без помощи которого он, казалось,
погибнет. Может, поэтому Обломов и не едет заграницу, ведь там только «девки» в
прислугах, которые не знают, как и сапоги правильно с барина снять. Но откуда
же все это взялось? Думется, причину необходимо прежде всего искать в детстве
Ильи Ильича, в той изнеженной жизни, которую вели помещики того времени и в той
косности, которая прививалась с детских лет: «мать, приласкав его еще, отпускала гулять
в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка
одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома,
а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке,
пользовавшееся дурною репутацией». И, став взрослым, Обломов вот также не
допускает себя ни до лошадей, ни до людей, ни до всего света. Почему именно в
детстве необходимо искать корни такого явления как «обломовщина» хорошо видно и
при сравнении Обломова с его другом детства – Андреем Штольцем. Они одного
возраста, и одного социального положения, но как две разных планеты,
столкнувшиеся в пространстве. Конечно, можно объяснить все это лишь немецким
происхождением Штольца, однако, как тогда быть с Ольгой Ильинской, русской
барышней, которая в свои двадцать лет была намного целеустремленнее Обломова. И
дело здесь даже не возрасте (Обломову на момент событий около 30 лет), а опять-таки в воспитании. Ольга росла в
доме своей тетки, не сдерживаемая ни строгими предписаниями старших, ни
постоянной лаской, и все познавала сама. Поэтому у нее такой пытливый ум и
желание жить, и действовать. Ведь в детсве не было никого, кто позаботился бы о
ней, отсюда и чувство ответственности и внутренний стержень, не дающий
отклониться в сторону от своих принципов и образа жизни. Обломов же был
воспитан женщинами своей семьи, и в этом не его вина, а где-то вина его матери,
ее так называемый эгоизм по отношению к своему ребенку, жизнь, наполненная
иллюзиями, лешими и домовыми, а, может
быть, таковым было все общество, в эти домостроевские времена. «Взрослый Илья Ильич хотя после и
узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с
улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается
тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит
подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Обломов так и остался жить в сказках, разказываемых няней, и так и не смог
окунуться в реальную жизнь, потому что настоящая жизнь, она по большей своей части черна и пошла,
и людям, живущим в сказках, нет в ней места, потому что в реальной жизни все
происходит не по мановению волшебной палочки, а только благодаря человеческой
воле. То же самое и говорит
Обломову Штольц, но тот настолько слеп и глух, настолько захвачен бушующими в
душе мелкими страстями, что порой даже не понимает своего лучшего друга: «Ну, брат Андрей, и ты то же! Один
толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет!
Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя.
А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Но ведь и самому
Обломову жизнь нипочем. И жить-то ему лень. И, кажется, только любовь, большое
и светлое чувство, может оживить его. Но мы знаем, что этого не случилось, хотя
Обломов очень сильно старался.
Вначале зарождения отношений Обломова и Ольгой Ильинской, в нас тоже
зарождается надежда, что «счастье возможно», и, действительно, Илья Ильич
просто преображается. Мы видим его на лоне природы, на даче, вдали от пыльной
суеты столицы, и от пыльного дивана. Он почти как ребенок, да и эта деревня так
напоминает нам Обломовку, когда ум Ильи Ильича был еще детскими и пытливым, и
когда зараза русского сплина еще не успела вьесться в его тело и душу.
Наверное, в Ольге он обрел свою рано умершую мать и так же беспрекословно начал
ей подчиняться, и также был счастлив, что он взяла над ним шефство, потому что
сам управлять своей жизнью он так и не научился. Но любовь к Ольге – это еще
одна сказка, придуманная правда на этот раз им самим, хотя он в нее и
беззаветно верит. «Лишний человек» не способен вырастить это чувство, потому
что оно тоже лишнее для него, как и он лишний для всего мира. Однако, Обломов
не лжет, признаваясь в любве Ольге, ибо Ольга, действительно, «сказочный»
персонаж, ведь только фея из сказки может полюбить человека похожего на него.
Сколько неправильных поступков делает Обломов- это и письмо, выдуманное им
ночью, это и постоянная боязнь, что про них будут судачить, это и до
бесконечности затянутое дело с устройством свадьбы. Обстоятельства всегда выше
Обломова, а человек, неспособный управлять ими, непременно скатывается в безду
непонимания, уныния и хандры. Но Ольга терпеливо ждет его, ее терпению можно
только позавидовать, и, наконец, сам Обломов решается порвать отношения.
Причина очень глупая и не стоящая, но таков Обломов. И это наверное,
единственный поступок в его жизни, на который он смог решиться, но поступок
глупый и нелепый: «Кто
проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и...
гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... - Есть, - сказал он чуть
слышно. Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него. -
Обломовщина!» Вот так одно явление погубило всю жизнь человека! Однако, не стоит
забывать, что именно он, этот человек, и породил это явление. Оно не выросло из
неоткуда, не было занесено, как болезнь, оно тщательно взращивалось, холилось и
лелеялось в дуще нашего героя, и пустило такие сильные корни, что вырвать его
уже невозможно. А когда вместо человека мы видим только это явление, укутанное
во внешнюю оболочку, то такой человек действительно становится «лишним» или
вообще перестает существовать. Вот так и Обломов тихо умирает в доме вдовы
Пшеницыной, такого же явления вместо человека.
Хочется думать, что все же общество виновато в таком безвольном
существовании Обломова, ведь он живет в тихое и спокойное время, свободное от
потрясений, восстаний и войн. Может просто душа его покойна, потому что не надо
бороться, переживать за судьбы народа, свою безопасность, безопасность своей
семьи. В такое время много людей просто рождаются, живут и умирают, совсем как
в Обломовке, потому что время не требует от них подвигов. Но мы ведь с
уверенностью можем сказать, что если бы опасность и возникла, Обломов ни под
каким бы видом не пошел на баррикады. В этом-то и есть его трагедия. И как тогда быть со Штольцем, он
ведь тоже современник Обломова и живет с ним в одной стране, и в одном городе,
однако, вся его жизнь – это как маленький подвиг. Нет, Обломов сам виноват, и
от этого становится еще горше, ведь по сути он хороший человек.
Но такова участь всех «лишних» людей. К сожалению, не достаточно быть просто
хорошим человеком, нужно еще и бороться, и доказывать это, чего Обломов, к
сожалению, сделать не смог. Зато он стал примером для людей тогдашних и
сегодняшних, примером того, кем можно стать, если не в состоянии не только
управлять событиями жизни, но и самим собой. Они - «лишние», эти люди, им нет
места в жизни, потому что она жестока и беспощадна в первую очередь к слабым и
немощным, и потому что за место в этой жизни надо всегда бороться!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/