О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина
О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина
О высоком
назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина
Нет, весь я не
умру — душа в заветной лире
Мой прах
переживет и тленья убежит —
И славен буду
я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть
один пиит.
А. С. Пушкин
Осмысление роли
литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных
вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или
поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его
творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не
волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли
полное и глубокое отражение в его лирике.
Идеальный образ
поэта воплощен Пушкиным в стихотворении "Пророк". Время написания —
1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного
известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют
предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который
находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и
пороках. "И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий
уголь". Ангел "удалил беззаконие" и "очистил грех"
Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.
Пушкин дает в
"Пророке" свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой
не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к
происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку
является посланник Бога:
Духовной жаждою
томим,
В пустыне
мрачной я влачился, —
И шестикрылый
серафим
На перепутье
мне явился.
Все образы
здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по
другим его произведениям. Так, в "Подражаниях Корану" мы встречаем
тот же образ одинокого путника:
И путник
усталый на Бога роптал:
Он жаждой
томился и тени алкал.
В пустыне
блуждая три дня и три ночи...
Концовка
данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку:
Мужайся ж,
презирай обман,
Стезею правды
бодро следуй...
Мужественная
энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят "Подражания
Корану" с "Пророком", но последний гораздо шире и богаче по
содержанию.
Можно отметить
также некоторые черты "Пророка" в более позднем стихотворении Пушкина
"В часы забав иль праздной скуки...". Духовное преображение поэта в
этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением
пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий.
Явление
"шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести
дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху
обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:
Перстами
легкими, как сон,
Моих зениц
коснулся он.
Отверзлись
вещие зеницы,
Как у
испуганной орлицы.
Моих ушей
коснулся он, —
И их наполнил
шум и звон:
И внял я неба
содроганье,
И горний
ангелов полет,
И гад морских
подводный ход.
И дольней лозы
прозябанье.
Отныне для
поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но
вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого
вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он
отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то,
что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более
жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец
настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений
происходит обретение мудрости, истины. Взамен "грешного" языка
серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца
вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слышит голос,
повелевающий ему:
Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею
моей —
И, обходя моря
и земли,
Глаголом жги
сердца людей.
Суровым и
торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды,
заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому
назначению поэта и поэзии: Стихотворение "Арион", написанное в 1827
году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского
восстания. Но если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии
философски обобщенно, то в "Арионе" он проверяет жизнеспособность
своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими
друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей
смелой поэзией. Но его друзья гибнут... А поэт, несмотря на опасность,
продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. "Я гимны
прежние пою", говорит пушкинский герой.
Раздумья о
быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует
близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности,
оцепить значение поэзии. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось
стихотворение "Памятник", записанное в 1836 году. По теме это
стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был
сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем
стихотворении "Памятник". Но разные поэты по-разному оценивали свои
поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику
"не зарастет народная тропа". Он пророчески предсказывает, что его
поэзия станет достоянием всех народов России:
Слух обо мне
пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня
всяк сущий в ней язык,
И гордый внук
славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг
степей калмык.
Великий русский
поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей
поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". Пушкин
дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества,
подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.
Концовка
стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть
"послушна" "веленью Божию", то есть голосу правды, и
следовать к своей цели, не обращая внимания на "хвалу и клевету"
невежественных глупцов.
Тема
одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о
положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал:
Услышишь суд
глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься
тверд, спокоен и угрюм.
А в
стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же
выражения, когда Пушкин размышляет о славе:
Что слава?
шепот ли чтеца?
Гоненье ль
низкого невежды?
Иль восхищение
глупца?
Не надо думать,
что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о "невеждах" и
"глупцах". Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое
право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". И тут Пушкин
высказался однозначно. Возьмем его стихотворение "Из Пиндемонти".
Быть свободным, по Пушкину — значит стоять в стороне от общественных волнений,
не отождествляя себя ни с одной из социальных групп:
Зависеть от
царя, зависеть от народа —
Не все ли нам
равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не
давать, себе лишь самому
Служить и
угождать: для власти, для ливреи
Не гнуть ни
совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти
своей скитаться здесь и там,
Дивясь
божественным природы красотам,
И пред
созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща
радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье!
Вот права...
Муза поэта
преданно и отважно служила свободе, красоте, добру, справедливости. Это ли не
сущность и роль истинной поэзии?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/