Чистый
ум зрит вещи в их истинности, искусное слово доносит до других это видение, а
чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего этого порицает сказавшего.
Преп.
Максим Исповедник. Главы о любви. II. 97.
Слово
- главный инструмент мысли - опосредует все общественные связи и отношения
людей. Чтобы отвратить угрозу, преодолеть насилие, разоблачить обман, овладеть
собственной культурой и организовать созидательную деятельность, общество
должно владеть искусством слова. Риторика - филологическая дисциплина,
изучающая речевые отношения в обществе и обобщающая мастерство целесообразного
слова.
Общественные
задачи риторики состоят:
a)
в исследовании речевых отношений, которые составляют базис общества -
управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность,
правопорядок;
б)
в создании норм публичной речи, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых
для общества проблем;
в)
в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой
отбираются лица, способные занимать ответственные должности;
г)
в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в речи.
Риторика
совмещает в себе искусство и науку. Искусство речи заключается в умении создать
высказывание: подготовить и произнести речь или написать хороший текст,
например, статьи. Наука о речи дает знание о том, каким образом и при каких
условиях высказывание уместно. Подготовленная и прекрасно произнесенная, но
неуместная речь будет столь же бесполезной, как речь уместная, но непродуманная
или плохо исполненная. Так, существует правило делового общения: диалог по
одному предмету в разных видах словесности обогащает информационную ценность
содержания речи . Например, если вам предстоит реализовать какой-либо проект,
нужно провести беседы с лицами, поддержка которых может оказаться полезной,
представить в заинтересованные инстанции хорошо составленную документацию,
поместить в газетах материалы о вашем проекте, дать интервью на телевидении,
организовать ряд устных публичных выступлений, сделать презентацию проекта и
т.д.
Все
эти словесные действия необходимо расположить в целесообразной
последовательности, продуманно распределяя содержание и форму высказываний по
различным информационным каналам и аудиториям. Вы сможете осуществить ваш
проект только при условии, если сумеете найти способных, добросовестных и
инициативных сотрудников, добьетесь положительной оценки вашего проекта
компетентными лицами и создадите благоприятное общественное мнение о нем таким
образом, что суждения специалистов будут положительно влиять на общественное
мнение, а общественное мнение будет положительно влиять на позицию лиц,
принимающих решения о вашем проекте.
Но
даже если вы безошибочно спланировали кампанию, располагаете достаточными
средствами, имеете доступ к массовой информации, но не в состоянии трезво
оценить возможности человека по его речи, не владеете искусством беседы, не
умеете выступить с публичной речью, не в силах сформулировать мысли в
документе, не можете написать статью в газету или боитесь вопросов журналиста,
берущего у вас интервью, ваш проект скорее всего не осуществится.
Применение
знаний требует искусства, а искусство слова - элоквенция, или красноречие -
дар, который каждый способен развить в себе до очень высоких пределов. Главная
цель риторики как учебного предмета - развитие способности к слову. И если
человек есть разумное словесное существо, то, очевидно, ему следует
позаботиться о приумножении этого таланта, который дан не напрасно.
Изучение
риторики предполагает:
а)
освоение теории,
б)
аналитическое чтение и разбор образцовых произведений,
в)
построение учебных речей, которые произносятся или читаются и обсуждаются в
классе,
г)
реальную практику публичного слова, которая продолжается всю жизнь и требует
критического осмысления самим ритором. Теория риторики представляет собой
обобщение ценного опыта. Образцовыми называются произведения великих мыслителей
и мастеров слова - проповедников, философов, государственных деятелей, юристов,
историков, педагогов, ученых, поэтов, - составляющие идейную культуру общества,
его духовное богатство. Эти произведения, понимание которых достигается
внимательным анализом, обучают и воспитывают. Следование образцам не только
формирует умение быстро и правильно найти убедительный довод и совершенным
образом выразить мысль, но и вырабатывает литературный вкус. В то время как
внимание к качеству выражения мысли создает литературный стиль. Практика речи в
условиях столкновения мнений и стилей оттачивает мысль и совершенствует слог, в
особенности если ритор владеет теорией, то есть знает, что, кому, когда, при
каких обстоятельствах, каким образом, с какой целью следует сказать и, главное,
о чем надлежит умолчать.
Существует
ряд наиболее значимых в социальном отношении областей деятельности, требующих
профессионального владения словом и соответствующей риторической подготовки.
Государственный
деятель должен профессионально владеть документально-деловой речью и техникой
устного диалога - информационного, диалектического, дидактического,
состязательного (то есть такого, в котором по речи оцениваются подготовка и
потенциальные возможности различных людей), полемического, управляющего. Для
государственного деятеля обязательно умение самостоятельно (а не посредством
референтов-спичрайтеров) строить высказывания во всех основных видах публичной
ораторской речи - политической, судебной, академической, эпидейктической
(показательной, например, иннаугуративной), апологетической, обличительной, так
называемой кризисной, дидактической; он должен владеть техникой публичной
устной дискуссии и полемики, журнальной публицистики, переписки . Кроме того он
должен в совершенстве владеть техникой законодательного документа. Профессия
юриста является риторической по традиции. Помимо обязательного искусства
судебной обвинительной и защитительной ораторики, юрист активно владеет всеми
видами документально-деловой речи, устной беседой, информационным,
диалектическим и полемическим, совещательным и управляющим диалогом.
Педагог
профессионально владеет искусством беседы, дидактического, диалектического,
информационного и полемического диалога, академической ораторики и
академической гомилетики (продолженной обучающей речи, например, в курсе
лекций), а также показательной ораторской речью. Проповедник помимо гомилетики
в собственном смысле, то есть проповеди владеет основными формами ораторики, в
особенности эпидейктической и совещательной, но особо значимыми для церковного
проповедника представляются искусство устной беседы, дидактический,
информационный, диалектический и полемический диалог и дидактическая
гомилетика, поскольку священник в наше время должен быть и профессиональным
педагогом. Немаловажной для современного проповедника является публицистика в
газетно-журнальных (очерк, интервью), телевизионных и книжных жанрах. Предприниматель
должен в первую очередь владеть техникой документально-деловой речи, включая
деловую и личную переписку, и диалогом: устная беседа, информационный,
диалектический, дидактический, совещательный, состязательный, управляющий
диалог составляют основную деятельность предпринимателя. Из ораторских жанров
для него наиболее важны показательная ритуальная, совещательная, а также,
пожалуй, судебная речь. Существенное значение имеют также телевизионные жанры,
в особенности интервью. Специфическая риторика предпринимателя строится на
выработке индивидуального стиля, который проявляется в облике руководителя,
непосредственно связанном с устной речью, и распространяется через нее на всю
деятельность организации, которую он возглавляет. Для журналиста
профессионально обязательными являются все публицистические виды и жанры речи.
Навык устной диалогической речи, особенно беседы и информационного диалога, а
также техника публичной полемики также представляются полезными для журналиста.
Кроме перечисленных основных риторических профессий существует множество видов
литературной деятельности, требующих профессионального владения словом. Сюда
относится, например, врачебное искусство, философия и история не как научное
знание, но как виды изящной словесности, публицистика, литературная и
художественная критика и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/