Бальмонту
суждено было стать одним из значительных представителей нового символического
искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как
поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое, выражаемое
с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов
Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм — поэзию
впечатлений. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений,
по-детски хрупких чувствований. Мне, как читателю, нравится его детскость. В
этом есть чистота.
Я
не знаю мудрости, годной для других,
Только
мимолетности я влагаю в стих.
В
каждой мимолетности вижу я миры,
Полные
изменчивой, радужной игры.
Думается,
в этих стихах — поэтическая программа Бальмонта. Его лирический герой — вечно
юный, вечно вольный, живущий в “ненасытной тревоге” “владыка” собственного “несказанного”
мира. Его явно повышенное внимание к звуковой форме я ощутил в стихах “Камыши”,
“Воспоминание о вечере в Амстердаме”. Это как бы дает ему право заявить:
Я
— изысканность русской медлительной речи,
Предо
мною другие поэты — предтечи,
Я
впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные,
гневные, нежные звоны.
Предтечами
самого Бальмонта были и Жуковский, Шелли, и Эдгар По.
Как
у всякого настоящего поэта, у Бальмонта были свои особенно любимые стихии.
Во-первых, огонь. Именно с огнем поэт связывал идеал Красоты, Гармонии,
Творчества. Один из своих лучших сборников стихов он назвал “Будем как солнце”
и включил в него восторженный “Гимн Огню”:
Огонь
очистительный,
Огонь
роковой,
Красивый,
властительный,
Блестящий,
живой!
Другая
его любимая стихия — вода. Она прочно соединяется в поэтической системе
Бальмонта с таинственной силой любви. Его обвиняли в крайнем эротизме, но он
отвечал так:
Чем
хочешь будь: будь добрый, злой,
Но
будь же честен за игрой,
Явись
— самим собой.
Наивная
и привлекательная тональность лирики Бальмонта, его возвышенное отношение к
природе и к человеческой жизни —.все это принесло его книгам “Будем как солнце”
и “Только любовь” настоящую славу в России. О его творчестве тепло отзывались
А. Чехов, М. Горький, И. Анненский, А. Блок. Горький писал:
“Дьявольски
интересен и талантлив. Настраиваю его на демократический лад”.
Перед
революцией Бальмонт выпускает еще два сильнъхх сборника: “Ясень” и “Сонеты
солнца, меда и луны”. В них он стремился проникнуть воображением в тайны
мироздания. Он призывал:
“Люди
Солнце разлюбили, надо Солнцу их вернуть”. Но вскоре душа поэта издает
горестный стон:
Возьми
меня, развей, как снег метельный,
Мой
дух, считая зимы, поседел,
Мой
дух пропел весь полдень свой свирельный.
Поэт
находит себя в небольших произведениях, написанных в форме сонета: “Скажите
вы”, “Звездные звуки”, “Сонеты солнца”. Это блестящие, полные изящества
лирические миниатюры.
Насилие
революции, естественно, испугало детскую душу Бальмонта. Он оказывается в
эмиграции. Долго не пишет, но в конце концов Париж растопил его тоску: своим
дождем он напомнил Бальмонту детство, и вот родилось стихотворение “Ночной
дождь”:
Я
вспоминал. Младенческие годы.
Деревья,
где родился я и рос.
Мой
старый сад. Речонки малой воды,
В
огнях цветов береговой откос.
Россия
навсегда осталась в дали пространства, но всегда жила в его сердце:
Узнай
все страны в мире,
Измерь
пути морские,
Но
нет вольней и шире,
Но
нет нежней — России.
Словно
заклинание поэт повторял эти строки до конца своих дней.
В
историю литературы Бальмонт вошел как один из видных поэтов символизма, с
которым связан расцвет русской поэзии на рубеже XIX—XX столетий, ее серебряный
век.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/