Наше
время отличается интересными педагогическими открытиями в области литературного
образования. Об одном из них рассказывает учитель Татьяна СКРЯБИНА. Она
считает, что в начальной школе ученики способны открывать секреты реального
искусства поэзии Даниила Хармса.
Творчество
этого поэта, а именно "детские" стихи полны неожиданностей,
загадочных случайностей. Это близко ученикам-"почемучкам", начинающим
исследователям литературы. Один из любимых детских поэтов поможет детям и
учителям по-новому осмыслить художественный поэтический образ.
Сегодня
подробно исследуются истоки и эстетика "реальной поэзии" и
"взрослой прозы" Хармса. А вот о "Хармсе - детям" написано
и сказано чрезвычайно мало. Хотя дети любят и неизменно цитируют строки из его
стихотворений "Иван Иваныч Самовар", "Плих и Плюх".
Литературоведы склоняются к тому, что сотрудничеством в детских журналах
"Еж" и "Чиж" поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь -
что, впрочем, не помешало ему заложить основы детской поэзии и стать классиком.
Чем же в действительности была детская поэзия для автора "Старухи" и
"Случаев": потребностью, любовью, необходимостью? Вероятно, и тем, и
другим, и третьим. Отсюда вполне закономерный вывод: если хочешь познать Хармса
- читай "Ивана Топорышкина".
Даниил
Хармс прославился как создатель особого стиля и неутомимый экспериментатор.
Своеобразие его внешности (цилиндр, монокль, необыкновенный красный пиджак)
отмечали все современники. Не говоря уже о поведении, о той игре в Хармса -
Дармса - Чардама - Шустерлинга, которую вел этот чудак: то пройдется на
четвереньках по издательским коридорам, то перевернет вверх дном редакцию "Чижа",
то устроит блестящую буффонаду, розыгрыш. В литературном мире Хармса тоже
действует закон непривычки к существованию. Из всех человеческих действий более
других он любил ходьбу и бег. Самое распространенное слово в его детских
стихотворениях - "шел".
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Я шел зимою вдоль болота...
Из дома вышел человек:
Шел по улице отряд:
Движением,
как правило, отмечено у Хармса первое четверостишие - с него начинается
пребывание человека во вселенной. Если герой не идет, то он бегает, летает,
скачет, несется. Одно из своих стихотворений Хармс так и озаглавил: "Все
бегут, летят и скачут". Самая увлекательная игра - игра в автомобиль,
почтовый пароход, советский самолет ("Игра"). Несчастье, потеря -
там, где утрачивается эта способность к перемещению. Кошка несчастна от того,
что "сидит и ни шагу не может ступить".
Хармс,
мастер "сотворения" неожиданных противоположностей, находит
противоположность движению в мысли. Думанье равноценно остановке, оно прерывает
праздник бега. И сколько бы герой ни думал ("думал-думал,
думал-думал"), ему не объяснить загадочного появления тигра на улице.
Вообще думать у Хармса удобнее всего, "сняв очки", то есть на время
отключившись от реальности, к которой у создателя реального искусства было особое
почтительное отношение. "Очистить предмет от шелухи литературных
понятий", посмотреть на него "голыми глазами" - такова установка
ОБЭРИУ - "Объединения реального искусства", - в которое наряду с
Введенским, Заболоцким, Вагиновым входил Даниил Хармс. "Нет школы более
враждебной нам, чем заумь. Конкретный предмет делается достоянием
искусства", - гласила декларация обэриутов. Герою Хармса важнее видеть,
чем думать. Многие его произведения немыслимы без картинок:
Вот перед вами мой хорек
На странице поперек.
Или:
Вот перед вами семь картинок.
Посмотрите и скажите,
на каких собака есть,
А на каких собаки нет.
Всевозможные
оптические приборы - очки, телескопы - сопровождают человека в его путешествии
по жизни, что, увы, не спасает от оптического обмана. Любимый Хармсом цирк -
тоже своего рода разновидность зримого, увиденного, того, что "вот перед
вами".
Хармс
уважает число, его пифагорейскую суть, и многие его произведения сходны с
арифметическими задачами или учебниками по математике ( "Миллион",
"Веселые чижи" и др.). Кстати, Хармс тут не был одинок. Близкий
обэриутам Николай Олейников прямо признавался: "Все хорошие писатели
графоманы. Вероятно, я математик". Однако примеры на вычитание, в отличие
от Олейникова, в детской поэзии Хармса искать бесполезно. Его увлекает
сложение: "сто коров, двести бобров, четыреста двадцать ученых
комаров". Это не какое-нибудь случайное нагромождение, а цирк Принтинпрам,
сорок четыре стрижа "объединяются" в квартиру 44 и т.д. Хармса
захватывает непрерывный процесс конструирования, собирания домов, цирков,
квартир из цветных кубиков действительности.
В
реальности для него важны вещества: керосин, табак, кипяточек, чернила.
Старушка покупает чернила, Каспер Шлих курит трубочку, Паулина проливает
керосин. Большинство "Случаев" заворачивается вокруг того, как кто-то
(фамилия, имя, отчество) отправляется в лавку за насущным. Вещества осязаемы,
конкретны, знакомы всем детям. Вновь напрашивается сравнение с Олейниковым, у
которого вещества использует натурфилософ, "служитель науки", как
символ разных таинственных превращений и взаимодействий. В поэзии же Хармса они
существуют подобно тому, как в фильмах Тарковского льется молоко, - в
напоминание о простой сути.
Разрыв
с сутью всегда отмечен абсурдом. У Хармса абсурд особый - он напрямую связан с
"минимализмом действия". Чем незначительнее, мельче действие, тем
глобальнее его непредсказуемые последствия. Король пьет чай с яблоками,
разбойник вскакивает на лошадь, кузнец ударяет молотком по подкове - эти
простые движения порождают на свет целую череду происшествий
("Сказка"). Однако абсурднее всего здесь возвращение на круги своя, в
исходное положение: разбойника вновь водворяют в тюрьму, кузнец продолжает
ковать подкову.
Необычаен
и облик хармсовского персонажа. Часто его зовут полным именем, например, Карл
Иванович Шустерлинг. Мы привыкли, что круглый - это дурак, полный - это идиот,
но Хармс вносит свои коррективы. У Хармса круглый - это человек, близкий
родственник воздушного шара, мыльного пузыря, колечка дыма. И будь любезен - называй
его полным именем.
Всем
известно стихотворение "Что это было?". Но зададимся иным вопросом:
кто это был?
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках:
Если
вдуматься, то на герое Хармса и не было ничего, кроме галош, шляпы и очков. Ведь
покидающий дом остается голым, беззащитным перед миром тумаков, пощечин и
старух. Последнее спасение - в шарме, в том, чем человек увенчан, как шляпой.
Сам Хармс прекрасно знал о тесной связи, существующей между шармом и вредом,
что и подчеркивал в своем псевдониме. Сегодня тема полезного и обаятельного
вреда находит свое продолжение в детской поэзии Григория Остера. Корни
"Вредных советов", без сомнения, - в хармсовских землях.
Кстати,
о землях. География Хармса - под стать его биографии. Даже самая мрачная,
тяжелая сторона жизни как бы сдвигается в сторону осветления, веселой игры.
Герой идет вдоль болота - и вдруг оказывается у реки:
Я шел зимою вдоль болота:
Вдруг по реке пронесся кто-то:
Вообще
про землю Хармса можно с уверенностью сказать лишь одно: она вертится. Порой
над ней проплывают воздушные шары, вслед которым люди машут предметами
домашнего обихода: палками, булками, стульями. Вслед воздушным шарам люди
шелестят. Ими лечатся кошки (рецепт смотри в стихотворении "Удивительная
кошка"). Скучно быть просто "жильцом" - или котом, или чижом, -
не помнящим родства с шаром - цветным пузырьком воздуха в небе над мостовой.
"Не смешивай чистоту с пустотой", - записал Хармс в своем дневнике, и
сам никогда не смешивал. Вот летит пустой воздушный шар, но это только иллюзия,
обман: пуста чистая мостовая, а шар полон воздуха, праздника, жизни. В нем -
настоящий дом человека, где он с лампой и с трубочкой, а не с
палкой-булкой-тумбой:
По вторникам над мостовой
воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил,
в нем кто-то трубочку курил,
смотрел на площади, сады,
смотрел спокойно на среды,
а в среду, лампу потушив,
он говорил:
- Ну, город жив!
Хармс,
вероятно, знал секрет реального искусства. Такого, от которого все поют, летят
и скачут. Или пускают на радостях воздушные шары. Или: Чем подтвердить?
Сегодня, как и 60 лет назад, Хармс - любимый поэт детей. Этих великих ценителей
реального.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russofile.ru