О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»
О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»
О
деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»
Опыт
углублённого преподавания литературы в старших классах убеждает, что наиболее
действенным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитании
младших школьников разрабатывали Л.В.Занков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
Д.Б.Эльконин.
Деятельностный
подход предусматривает не сообщение учителя, а отчёт учащихся о наблюдениях над
художественным произведением.
Итак, первый
этап изучения литературного произведения – собирание учащимися наблюдений, при
этом школьники учатся добросовестности, скрупулёзности, усидчивости, развивают
внимание в работе над словом. Такие наблюдения выполняют все учащиеся. Готовя
новый материал, они имеют право на консультации в любом объёме.
Вместе с тем
при подготовке нового материала есть элемент риска: оценку получает тот, кто
согласен на её появление в журнале. Однако все ученики внимательно прочитывают
произведения, а на уроках, при размышлениях над наблюдениями, идёт напряжённая
творческая работа, работа мысли. Урок строится как спектакль, в котором на
первом месте – интрига мысли или чувства.
Деятельностный
подход ярко выражается в форме уроков: уроки-размышления, уроки-исследования,
подготовленные или импровизированные полемики, ролевые игры.
Проиллюстрируем
высказанные соображения на примере урока в 10-м классе по трагедии В.Шекспира
“Гамлет”.
Подготовительная
работа: вступительная беседа об эпохе Возрождения, об особенностях этой эпохи в
Англии, о личности и творчестве В.Шекспира, чтение учениками текста трагедии,
просмотр художественного кинофильма “Гамлет”, подготовка индивидуальных
заданий: создание опорных схем, рисунков, сообщения “Шекспир. Трагедия “Гамлет”.
Сонеты. Общие идеи и настроения”; подготовка выразительного чтения
стихотворения Б.Пастернака “Гамлет”.
На доске: тема
урока, название книги, по которой готовился урок (Аникст А. Трагедия Шекспира
“Гамлет”. М.: Просвещение, 1986), два эпиграфа и свободное место для рисунков,
схем.
У ч и т е л ь ч
и т а е т э п и г р а ф ы:
“...он весь живёт для самого себя, он эгоист, он скептик, и
вечно возится и носится с самим собою”.
Какие разные
оценки образа! Со времени создания трагедии читатели и зрители по-разному
оценивают Гамлета, трагедия вызывает противоречивые толкования.
Почему? В.Гюго
так ответил на этот вопрос: “На наш взгляд, “Гамлет” – главное создание В.Шекспира.
Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой
степени”. Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть ещё одна причина.
Определите, о каком времени сказал поэт.
И в философии царит сомненье,
Погас огонь, осталось только тленье,
Пропали солнце и земля, и где
Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;
Распалось всё, ни в чём порядка нет.
Ученики
уверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране.
Учитель: Это
стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (и
Донн) сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во все
времена.
Как вы поняли,
это произведение – трагедия. Почему?
Ученики говорят
о трагических событиях и судьбах в этом произведении.
– Давайте
разберемся, в какой обстановке действует Гамлет.
Ученики
(заранее подготовившие сообщения) рассказывают, используя цитаты, что Гамлет
страдает от того, что “век расшатался” (в оригинале “The time is out of joint”
– “время вышло из пазов”, “вывихнулось”).
Гамлет остро
ощущает, что “Дания – тюрьма”. Образы болезни, телесных недугов, язвы
определяют состояние страны (приводится множество цитат из трагедии).
Ученик
комментирует свою иллюстрацию к трагедии. На рисунке – свидание Гамлета и
Офелии. Повторяющийся мотив – решётка: на окнах, на полу, тень от перил, даже в
покрое платья. Герои рисунка как бы за решётками, вставленными одна в другую.
Выйдут из-за одной – оказываются в другой клетке.
Ещё одно
сообщение – сравнение обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии “Гамлет”.
Подчёркивается осознание лирическим героем сонетов окружающего мира как
трагического.
Ученики
рассказывают, что в трагедии гибнут и страдают люди, гибнет любовь. Уместно
сравнение трагедий “Ромео и Джульетта” и “Гамлет”. В каком произведении любовь
трагичнее? В “Гамлете”, ведь Гамлет добровольно отказывается от счастья, в то
время как в “Ромео и Джульетте” любовь торжествует. Гибнет семья: вся семья
Полония, семья родителей Гамлета, Клавдий и Гертруда, отказывается от создания
семьи и Гамлет. На краю гибели Дания. Гамлет страдает от того, что нарушена
гармония мира, у него трагическое мироощущение.
Итак, Гамлет
вынужден действовать в трагической ситуации.
У ч и т е л ь:
Значит, он трагическая личность?
Ученики
считают, что выдающаяся личность, обладающая героической мощью, – только
Гамлет.
В чём его
величие и трагедия?
Работая с
текстом, ребята рассказывают, что Гамлет – учёный, высокообразованный человек.
О нём говорят герои пьесы:
О, что за гордый ум сражён! Вельможи,
Бойца, учёного, – взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы;
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных.
Гамлет –
гуманист. Он не приемлет убийство как способ уничтожения зла. Он не видит, ради
кого должен совершить это зло – новое убийство. В этом отношении гуманист
Гамлет – плоть от плоти человек Возрождения.
Гамлет –
сторонник государственности, мудрый и справедливый монарх. Слушая его
знаменитый монолог “Быть иль не быть?..”, отмечаем: Гамлет видит все
несправедливости в своём государстве; “...судей медливость, заносчивость властей
и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге”. (Показательно сопоставление этого
монолога с центральным монологом Клавдия после представления “Мышеловки”: обе
речи произносятся в критический момент, когда герои решают, как быть дальше,
обоих мучает чувство раздвоенности, нерешительности. Но смысл нерешительности
разный: благородство одного и низость другого.)
Гамлет смел,
быстр, решителен и благороден.
В классе
находятся возражения: им владеет и чувство мести, а благородно ли оно?
У ч и т е л ь:
Вспомним, сколько мстителей за кровавую обиду в пьесе. Их три: Гамлет, Лаэрт,
Фортинбрас. Сравним их. Чертим на доске таблицу и просим вписать в каждый
столбик имя. Кто из героев выше?
Это не
случайно: в трагедии “Гамлет” тема мести приобретает проблемный характер.
Обычно ученики
“не замечают” Фортинбраса, а ведь Гамлет им восхищался. Фортинбрасом движет не
месть, а желание славы, стремление к подвигам, честолюбие. Он всей душой
принимает законы рыцарского поединка, добровольно отказывается от мести за
убитого в честном бою отца. Датский престол переходит к Фортинбрасу по
моральному праву. Это желание и Гамлета, и мимо этого образа проходить не стоит
хотя бы потому, что именно Фортинбрас будет на троне вместо Гамлета, он будет
править любимым Гамлетом народом.
Очень часто
ученики восхищаются Лаэртом. Перечитывая вместе с классом строки о мести
Лаэрта, обнаруживаем, что он менее всего склонен рассуждать. Как в старой
феодальной вольнице, он считает себя равным королю, для него король – “лишь
первый среди равных”. Недолго думая, он поднимает чернь на бунт, чтобы убить
короля:
В геенну верность!
Клятвы к чёрным бесам!
Боязнь и благочестье в бездну бездн!
И будь что будет: лишь бы за отца
Отмстить как должно.
Месть за отца
для него – дело чести. Не менее, чем смертью, он возмущён тем, что Полоний
похоронен без должных почестей, сокращён обряд над прахом Офелии.
Лаэрт готов
перерезать Гамлету глотку в церкви, а убийство в церкви – тягчайший грех,
святотатство. Он без колебаний соглашается по наущению Клавдия на подлые
условия поединка с Гамлетом, на применение яда. Лаэрт нарушает правила чести,
благородства, ведёт себя не как рыцарь, а как подлый убийца.
Ребята, готовые
отдать пальму первенства Лаэрту, убеждены теперь, что ему принадлежит только
низшая ступень.
Однако поставить
на высшую ступень Гамлета им пока мешает раздумье: почему же он не поднял народ
на борьбу? Народ его любил, пошёл бы за ним. Некоторые ребята считают, что для
Гамлета главное – своей рукой покарать убийцу отца. Однако для Гамлета важнее
другая причина: он сторонник государственности, поэтому не может поднять
восстание против монарха.
Анализируя
строки о поведении Гамлета во время поединка с Лаэртом, вспоминая, как Гамлет
добивался несомненных доказательств виновности Клавдия, ребята убеждаются:
Гамлет – мститель поневоле, по воле судьбы, но мститель благородный.
Ребятам
предлагается представить, что они скульпторы и получили задание изваять
Гамлета. Какую позу выбрать, что вложить в руки? Сначала вариант: Гамлет с
черепом Йорика в руках. Обсуждение продолжается, первый вариант отбрасывается
как очень распространённый, и приходим к итогу: меч или шпага обязательны (ведь
Гамлет – боец и борец), обязательна и книга как символ человека образованного и
творческого (не забудем, как Гамлет выступил в роли драматурга).
Решаем, что
Гамлет стоит в раздумье, с раскрытой книгой в руках.
У ч и т е л ь:
Но ведь такая скульптура уже есть! (В его руках появляется фигурка Дон Кихота.
Замечательная минута ошеломления в классе.)
Случайно ли это
совпадение?
Устанавливаем,
что оба героя борются со злом в мире в одиночку. В одном случае это комично, в
другом – трагично, но всё равно оба обречены.
У ч и т е л ь:
В чём же трагедия Гамлета?
–В том, что
гибнет лучший человек государства, сознающий, что не он руководит судьбой, а
судьба им, что, борясь со злом, он вынужден умножать зло.
– Гамлет
пережил тяжёлые утраты: убийство отца, предательство матери, которая была для
него идеалом женщины; сам он вынужден отказаться от любви. Исчезли красота и
радость жизни. Ему не хочется больше жить, и на земле его удерживает лишь долг
мести.
Очень
чувствительный Гамлет страдает от того, что зло, вражда, измена разъели самые
основы человечности: брат убил брата! Призрак возложил на Гамлета задачу мести.
Но Гамлет понимает свою миссию шире:
Век расшатался – и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
Эта задача непосильна для человека.
Гамлет мечтал
отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, а вынужден совершить
зло. Гибель его неизбежна, он понимает это.
Звучит
стихотворение Б.Пастернака “Гамлет”.
Д о м а ш н е е
з а д а н и е (н а в ы б о р):
составить схему
“Система образов в трагедии”;
письменно или
устно дать рассуждение на тему урока;
письменно или
устно рассказать об одном из героев трагедии, о его месте в системе образов.
Можно своё
понимание образа показать в схеме или на рисунке;
тема реферата:
сравнить перевод Б.Пастернака с другими переводами пьесы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/