Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине
прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только
сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал
сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького
покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о
"всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое.
То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно
отзывчива на чужую радость и боль.
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но
какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено
нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором,
но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его
взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой
внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными
оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные
принципы человека.
Так, в стихотворении "Нравственный человек"
герой считает себя человеком с высокой моралью:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.
Но его "высокая мораль" приносит глубокие
страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, "истерзана позором
и печалью"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин
после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за
нелюбимого •человека.
Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая
из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с "высокой
моралью". Но в чем же мораль его, и почему герой назван "нравственным
человеком"? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко
эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя
стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому
название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм.
В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе,
Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники
поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова
"проза" и "поэзия" в любви сочетаются. У него любовь —
земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с
тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...",
"Да, наша жизнь текла мятежно..."
Их духовные и нравственные искания являются продолжением
личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где
проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте
человеческой жизни.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А.
Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема
нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и гражданин"
и "Элегия".
В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов
обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к
бедам и страданиям других людей.
Эта мысль продолжается в "Элегии". Поэзия,
не должна забывать "тему старую страдания народа". Всякий человек, не
будучи поэтом, "гражданином быть обязан". В поэте Некрасов видит
"избранника неба". Поэтому он призывает его:
Не верь, что вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей...
И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы
подчинить свой гений "чувству всеобнимающей любви".
Примером служения такой любви для Некрасова были
Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении "На
смерть Шевченко" Некрасов называет "русской земли человеком
замечательным", "все он изведал...". Но великая сила духа,
верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято
верить в то, что его Украина будет "семьей великой, вольной, новой".
А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил
нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых "сокровища"
душевной красоты совмещены... "благодатно". Поэтому "свои труды,
надежды, помышления" они отдали родине, которую "как женщину"
любили. Такие люди — кладезь и источник духовного богатства и нравственной
чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к
выводу:
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...
Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и
творчеством сам великий поэт.
Вершиной его нравственных поисков стала поэма
"Кому на Руси жить хорошо".
В наше сложное время проблемы нравственности,
по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди
не только теряют, но и перестают ценить такие качества,"как доброта,
верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее
нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как
бы мне хотелось посоветовать моему поколению: "Возьмите в руки томик
Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и
загляните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на
то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных
идеалов в жизни человека.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/