Проблема
нравственного выбора характерна для всего творчества В. Быкова. Скорее всего,
что как фронтовик, он мог наблюдать подобные ситуации, именно поэтому так тонко
передает он мысли и действия человека, оказавшегося «на распутье».
Поэтому
людей, не поддавшихся обстоятельствам, имеющих нравственный стержень, он ставит
на пьедестал. Например, в повести «Сотников».
Отряд
окружен немцами. Партизаны голодают и мерзнут на болоте. Без пищи они обречены.
Рыбаку и Сотникову приказано добыть еды. Глубокой ночью они уходят на задание.
Именно с началом пути автор начинает исследование своих главных героев.
Сотников тяжело болен. Его душит постоянный кашель. Рыбак советует больному
товарищу вернуться в отряд. Тот отказывается: «все эти дни он был голоден и ему
хотелось погреться в домашнем тепле». Тогда Рыбак предлагает ему вафельное
полотенце, чтобы обмотать простуженное горло, и становится теплее. Мы невольно
начинаем проникаться симпатией к бывшему старшине Рыбаку. Нам трудно
представить, что, спустя несколько глав, Рыбак будет уже другим человеком.
Писатель,
будто нейрохирург, постепенно и осторожно раскрывает нам своих героев.
Наверное, своеобразным апогеем повествования становится сцена в доме старосты,
когда уважение к хватке Рыбака, да и к его житейской морали - максимальное. А
сам Сотников предстает далеко не добрым человеком: - Что, отпускаешь? – сипло
спросил Сотников, когда они вдвоем остались посреди двора.
-А,
черт с ним.
Сотников
полагал, что Рыбак, после того как отберет овцу старосты, расстреляет его, как
пособника фашистов. Он не мог сочувствовать человеку, который согласился на
службу у немцев. Однако Рыбак «не любил причинять людям зло – обижать невзначай
или с умыслом». Еще один эпизод с женщиной, которая колет дрова у своей избы.
Сотников, ссутулясь, уныло ожидал под стеной. А Рыбак закинул за спину карабин
и, взявшись за топорище, нарубил ей дров.
Однако
нравственные испытания все более усложняются. Сотникова ранят в перестрелке с
полицаями. Сначала Рыбак обрадовался, что оторвался от преследователей. Их
задержал Сотников своим карабином. И все же Рыбак «вдруг отчетливо понял, что
уходить нельзя. Как можно столько силы тратить на эту проклятую овцу, если там
оставался товарищ?». И он, стараясь не рассуждать больше, быстрым шагом
двинулся по своему следу назад. Для него это был трудный выбор.
Сотникова
же страшило другое: «стать для других обузой» или попасть в руки полицаев. Он
уже выбирает смерть. Василь Быков подробно описывает, как Сотников стягивает со
здоровой ноги «смерзшийся бурок», чтобы в случае чего «только впереть в
подбородок ствол винтовки и пальцем ноги нажать на спуск». Сотников – из тех,
кто не уклоняется и не сворачивает, и хотя последний выбор ему еще только
предстоит, он уже живет с ним в душе. Рыбак же жаждет жизни и постоянно ведет
борьбу за нее. Ради жизни он готов на все. Нам импонирует и героическая позиция
Сотникова, и страстное желание Рыбака наслаждаться «свободой, простором, ветром
в поле». Здесь герои как бы на равных перед читателем.
Но
постепенно отношение к героям начинает меняться. Мысли Рыбака о том, что «страх
за свою жизнь – первый шаг на пути к растерянности», оказались пророческими.
Рыбак принес раненого Сотникова в сельскую избу, и здесь бывший старшина в
ожидании хозяйки испытывает нравственное раздвоение: «В нем росла злость, хотя
злиться вроде и не было на кого. За время службы в армии в нем появилось пренебрежительное
чувство к слабым, болезненным». Но мы по-прежнему еще верим поступкам Рыбака, а
не его мыслям. Хотя постепенно его отчаянное желание выручить Сотникова
вытесняется мыслью о том, что смерть его была бы кстати – развязала бы руки,
убрала свидетеля с его глупыми принципами.
Сотников
же приходит к пониманию, что «надо собрать в себе последние силы, чтобы с
достоинством встретить смерть: «Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается
она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». Это понимание приходит к
нему после их ареста полицаями, во время ожидания приговора. Наверное, автор в
какой-то степени хотел провести параллель между Сотниковым и Христом. Если один
восходил на Голгофу, чтобы быть распятым, то другой поднимался на виселицу. И
последние мысли бывшего комбата перекликаются с заповедью Христа: «Не бойтесь
тех, кто способен убить.
Ведь
они могут убить только тело, а души погубить они не могут». Это желание В.
Быкова опереться на библейские заповеди проскальзывает и в середине повести,
когда герои находились в хате старосты и Рыбак видит черную обложку библии.
В
конце концов, слишком принципиален и непонятен становится Сотников для Рыбака.
И он, уже став полицаем и получив в качестве награды за измену Родине свою
жизнь ( «тридцать сребреников Иуды»), мысленно торопит смерть товарища. Дабы
ничто больше не напоминало, что есть в мире незыблемые нравственные законы. За
мгновение до гибели Сотникова Рыбак просит у него прощение: - Прости, брат! -
Пошел к черту, - коротко бросил Сотников.
И
даже в этой фразе – намек на ад, в котором будет мучиться душа предателя.
Конечно,
идеальность всегда требовательна, но в нравственных идеалах заключен вечный
свет, как бы они ни были труднодостижимы. Поведение Сотникова подтверждает, что
нравственный порядок в мире неизменен.
И
все же, в качестве послесловия, хотелось бы добавить, что слишком «книжным»,
как мне кажется, получается образ Сотникова. Потому и хочется воскликнуть: «Не
верю!». По сути, идеальный Сотников волей-неволей виноват в гибели многодетной
матери Демчихи, «библейского» старосты. Да и «заблудшей» овцы Рыбака.
Не
выполнен и приказ командира. В лесу умирают от голода партизаны.
Задумываясь
над превратностями творческой судьбы самого автора, невольно приходишь к
выводу, что самому В.
Быкову
ближе по духу именно Рыбак. Переживания его и поступки выписаны более
правдоподобно, будто автор исследовал потаенные уголки именно своей души. И
напротив, мысли Сотникова, изложенные писателем, звучат как пропагандистский штамп:
«Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто
определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и
твердость перед лицом врага…».
Василь
Быков покинул свою многострадальную родину, Белоруссию, и эмигрировал в
Германию, потом в Финляндию.
По-человечески
понятно: это материально удобнее и выгоднее. Но как быть с его желанием слыть
«совестью нации», с призывом «не служить у немцев»? Эту двойную мораль (для
себя – одну, для читателей – другую) вовремя почувствовал писатель Солженицын и
вернулся из Америки в Россию. Говорят, что в любом произведении особенно
запоминается последняя фраза. Так и В. Быков в финале повести выводит своего
героя из уборной с оправдательными мыслями: «…такова судьба…заплутавшегося на
войне человека».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru