Многие писатели
первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме
России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и
безжалостную тиранию чиновников и помещиков.
Нравственные
ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в
обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди
не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искусством, не пытаются
оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель - богатство. В своем
стремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать,
обманывать, продавать.
Все это не
может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И,
конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия "М-ых
душ" очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное
убожество, грозящее России. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах
исправить.
Целая галерея
помещиков проходит перед читателем по мере продвижения сюжета "М-ых
душ", направление этого движения очень знаменательно. Начав изображение
помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, Г. завершает эту
портретную галерею "страшной прорехой на человечестве" - Плюшкиным.
Где-то
посередине между ними находится Ноздрев. Есть в нем что-то от безумных фантазий
Манилова и что-то от жадности Плюшкина. Впервые мы встречаемся с Н в городе NN
и ничего особенного про него не узнаем, кроме того, что он карточный шулер. Но
на пути в усадьбу Собакевича дороги Н-ва и Ч-ва пересекаются еще раз. И тут Г
не пожалел красок, чтобы описать привычки и характер этого помещика. На мой
взгляд, Н - один из наиболее нелепых персонажей поэмы. В нем нелепо все:
смешная манера хвастаться, явная чепуха, которую он порою несет, не думая о
последствиях, и многое-многое другое. Г называет его разбитным парнем, и это
так. Н живет сегодняшним днем и не думает о завтрашнем: выиграв в карты, он
весь свой выигрыш обменивал на всякие ненужные вещи, которые на следующий же
день проигрывались другому, более удачливому игроку.
Автор говорит,
что это происходило вследствие какой-то "неугомонной юркости и бойкости
характера". Эта же бойкость и заставляла Н совершать другие необдуманные
поступки, такие, как его чрезмерное хвастовство. Все, что находится у Н, самое
лучшее, самые породистые собаки, самые дорогие лошади, однако, на самом деле
зачастую хвастовство даже не имеет под собой реального основания. Его владения
заканчиваются чужим лесом, но это не мешает Н называть его своим. Этот помещик
постоянно попадает во всевозможные истории: то его выведут из дворянского
собрания, то он будет участвовать в "нанесении помещику Максимову личной
обиды розгами в пьяном виде".
Есть еще одна
черта Н, которая заслуживает особого внимания: он любил гадить знакомым людям,
и чем ближе был он знаком с человеком, тем сильнее насаливал ему помещик. Он
расстраивал свадьбы, торговые сделки, никогда не считал свои проказы чем-то
оскорбительным, и был частенько удивлен, узнав об обиде какого-либо знакомого.
Несмотря на то, что в произведении присутствует изрядная доля юмора, "М
д" можно назвать "смехом сквозь слезы".
Что ждет
Россию: полная потеря духовности или полная неспособность к серьезным поступкам?
Этот вопрос мучает автора. Люди мало изменились, поэтому "М д" - это
предостережение и для нас.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/