Новаторство драматического конфликта комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Новаторство драматического конфликта комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Новаторство драматического конфликта комедии Н. В.
Гоголя «Ревизор»
И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
Гоголь
относится к художникам, пересматривающим литературные традиции, намечающим новые,
оригинальные тенденции в развитии русской культуры. Новаторство драматургии
Гоголя заключается во внесении новых решений в практически неизменный на
протяжении многих поколений комедийный жанр. Античная поэтика и
драматургическая практика вплоть до XIX века трактовали конфликт как
столкновение положительного и отрицательного начал. Противоборство добра и зла
позволяло максимально конкретизировать сюжетных антагонистов, а разрешение
драматических перипетий свидетельствовало о неизменном торжестве гармонии над
хаосом. Добро, а в широком смысле закон, преобладало над порочной
действительностью. Эта схема оставалась практически неизменной, выдавая
стремление авторов хотя бы в пределах художественного произведения воплотить
требования справедливости.
Оригинальность
драматургических решений Гоголя заключается в том. что место идеала в конфликте
«Ревизора» остается вакантным. На первый взгляд, исключение из сюжета
персонифицированного образа добродетели должно снять драматическую
напряженность действия, но этого не происходит, основной идейно-тематический
акцент переносится с противопоставления антагонистических сил на вскрытие
несоответствия между декларируемым социумом идеалом поведения, разумно
организованным, значимым, и вульгарностью, пошлостью жизни персонажей,
содержание которой сведено исключительно к эгоистическим потребностям.
Классическая
тенденция противопоставления негативного позитивному пересматривается автором.
Гоголь не просто меняет составные антитезы. Предметом художественного освоения
становятся чиновники, рассматриваемые не только в качестве самоценных
характеров, но и как фигуры, обобщающие социальные типы самим фактом своего
существования, разоблачающие бюрократическую систему и настолько далекие от
идеала, что смех оказывается наиболее эффективной формой их восприятия.
Жизнь
города погружена в состояние произвола и беззакония. Городничий заглядывает в
лавки купцов как к себе домой. Судья берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер
из любопытства читает чужие письма. Попечителя богоугодных заведений мало
беспокоят вверенные его заботам страждущие. Лекарь Гибнер ни слова не понимает
по-русски. Противопоставить этому миру конкретную действительную позицию
положительного персонажа означало бы создать очередную классическую драму, в
развязке которой кровь чья-либо пролилась бы обязательно – так глубоко
укоренился порок в сознание и бытие персонажей. Автор понимает, что возможный
этический антагонист-обличитель будет мало чем отличаться от уже известных
культуре персонификаций идеала и громкая полемика, им инициируемая, может
разрешиться исключительно в трагическом ключе.
Гоголь
предпринимает тематически смелое решение, противопоставляя эмблемам преступной
обыденности образ фиктивного возмездия. Результат – впечатляющее
саморазоблачение гротескных персонажей. Страх побуждает чиновников искать
спасения, раскрывая и тайны окружающих, и свои собственные, тем самым обнажая
порочность социальной практики. Зритель и читатель становятся свидетелями
фарсовых картин самооправдания, взяточничества, ханжества. Психологически
камерно и энциклопедически масштабно предстают мелочи обыденности, частности
социальной жизни, так напоминающие российскую империю в целом.
Одно
из центральных мест в конфликте занимает образ Хлестакова, «значительного лица»
поневоле, возможно, не до конца понимающего, за кого его принимают. Известны
театральные и литературоведческие версии, в соответствии с которыми Хлестаков
догадывается о своем «ревизорском» статусе. Но они противоречат гоголевской
заданности характеров; в этом и заключается комизм – пустейший человек,
олицетворение глупости торжествует над социальной мудростью. Многоопытный
городничий Сквозник-Дмухановский наказан не Хлестаковым, а рецедивами
общественных отношений, царивших в России. Тема, которая будет выражена в
названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты»,
характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная
неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная
преступность – громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом,
и достаточно появиться намеку на возможное наказание – тотчас вскрываются
спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность
нравов.
Немая
сцена может быть интерпретирована как развязка представленного конфликта и как
завязка нового, общая тональность которого будет мало чем отличаться от уже
произошедшего. Персонажи фиксируются в позах, наиболее точно передающих их
характеры, длительность переводится в сферу пластического образа, придавая
повседневности черты гротескной монументальности. Это художественное решение
автора статуарно запечатлевает порок, делает его предметом всеобщего обозрения,
типизирует явление, открывает его для последующих интерпретаций в произведениях
русских сатириков.
Практикум
Образ дороги в русской литературе XIX века
У
истоков традиции. Географические представления русских писателей: исторические
факты и художественный вымысел.
Открытие
мира. Европа – Восток (В. О. Ключевский, B. C. Иконников, С. М. Соловьев).
Художественное
своеобразие и особенности развития жанра путевых записок (путевые заметки
петровского времени, Радищев, «Письма русского путешественника» Карамзина).
Тема
дороги у писателей-путешественников (Гончаров, Короленко, Чехов).
Пространственно-временной
хронотоп дороги как жанровая доминанта произведений Радищева, Пушкина, Гоголя.
Поэтика
художественного пространства и времени в творчестве писателей XIX века:
а)
динамические характеристики – движение героя в пространстве и времени;
б)
фиксация географического положения героя; констатация времени относительно
заданной топографической или эмоциональной точки отсчета (Лермонтов, Гоголь).
Жанр
хождений, хронотопы русской «Божественной комедии» («Евгений Онегин» Пушкина и
«Мертвые души» Гоголя).
Художественно-поэтический
образ дороги:
а)
пространство – объект поэтизации;
б)горизонтальная
и вертикальная направленности пространства – соотнесенность с системой
религиозно-этических представлений о вечной жизни;
в)
дуализм восприятия мира;
г)
паломничество героя как способ постижения идеала.
Метафорический
образ дороги – путь приобщения к праведной жизни.
Список литературы
Травников
С. Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды (Путевые
заметки). – М., 1989.
Лихачев
Д. С. Путешествия на запад // История русской литературы в 10 т., Т. 2.-М.-Л., 1948.
Манн
Ю. В поисках живой души. – М., 1987.
Столярова
И. В поисках идеала. – М., 1987.
Бахтин
М. И. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramota.ru