Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Незабываемое
в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Писательская
судьба Ивана Алексеевича Бунина — судьба удивительная. При жизни он не был
столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он
столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих —
оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным
единодушием он был признан Мастером.
Вторая мировая
война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно
переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом: "Живу,
конечно, очень и очень плохо — одиночество, голод, холод и страшная
бедность..." Единственное, что спасает, — это работа. Да, создание цикла
рассказов "Темные аллеи" было для Бунина в военные годы родником
душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937—
1944 гг., своим высшим достижением. Цикл рассказов "Темные аллеи"
критика определила как "энциклопедию любви" или, еще точнее, —
энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное,
самое высокое чувство.
В каждом из
рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона",
"Таня", "В Париже", "Галя Ганская",
"Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести
написанный до "Темных аллей" рассказ "Солнечный удар")
показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает
мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз
подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма,
вызваны состоянием души автора. "Какое удивительное время — молодость!
Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось
позади", — утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому
яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.
Бунин пишет о
незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен
самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости.
Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память,
заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что "осталось
позади". Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой
естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении
любви преобладал "земной", чувственный характер, но это никогда не
случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком
своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. "Любовь —
высший судья в человеческих отношениях", — утверждает Бунин. О книге
"Темные аллеи" автор написал в апреле 1947 г.: "Она говорит о
трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое
прекрасное, что я написал в жизни". У Бунина надо учиться, как
проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое
необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует сложным
сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о чем он
тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, — это наше
нетленное духовное богатство. Эта грань духовного — незыблемость и вечность
России.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/