Необыкновенная история И.А.Гончаров
Необыкновенная история И.А.Гончаров
РЕФЕРАТ “Необыкновенная история” И.А.Гончарова ученика 10 класса 577 школы Коренивского Сергея СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове 2
2) “Обыкновенная история” 3
3) Список используемой литературы 8 О И.А.Гончарове “Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,
была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появив-
шимся в печати. Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет.
В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-
1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846
мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров
сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был
в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того,
как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько
раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем
появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок. Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова
ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак-
цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное
право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-
ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло
на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской ин-
теллигенции тридцатых и сороковых годов”. “Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере-
сам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене
ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-
1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-
чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые
могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи. “Обыкновенная история”
Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-
ной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности
дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-
новного героя романа - Александра Адуева. Почву, на которой вырас-
тало это явление, художник видел в дворянско - поместном , крепостни
ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании . Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты
о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы - кто не про
ходил в какой - то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских
волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как
извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски - крепост
ническое воспитание . Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-
лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви
ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед
нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли
беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев
видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-
вышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвиж-
ность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се
бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер-
бург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в ро-
мане уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством пле-
мянника - мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иваны-
чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь-
ко что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов - сентиментальнос-
ти , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд
ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых
чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и
т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-
рых правов с обычными погрывами иности - к высокому,великому,изящ-
ному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более
в стихах. Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную,
беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-
ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,
“забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но
молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ - отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро- мана, посвященные, описанию любовных похождений героя, - разоблаче- ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца. Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник
его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-
ный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и
мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева,
показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-
ти дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра
Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по
ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ива-
новича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-
разования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основан-
ный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-
ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль-
косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес
ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно - капита-
листические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель
вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуаз-
ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-
евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело-
век”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, инте-
ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-
ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-
вета Александровна о своем супруге :”....что было главной целью его тру- дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему
судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между
людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не
гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-
говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на-
до дело делать”. Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-
винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло-
гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-
гой - ледян до ожесточения”, - говорит Лизавета Александровна о племян-
нике и муже. Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо-
нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-
ты Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по спра-
ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч. К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку. Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила
Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили-
чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми
ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.
Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,
но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.
И она приняла бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом.
Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька
увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-
ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-
ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-
деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми
танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.
Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пи-
шет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про
себя на
графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-
ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской
девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее
авторитета матери. Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие
своего
сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент
эпохи был моментом неведения. “Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной
мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма- стера русского реалистического романа. Список используемой литературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов
|