Странный
юноша ходил по столичному городу
Петербургу сто пятьдесят
с лишнем лет
назад: он был
высокий, бедно одетый,
с умными глазами
погружённого в свои
мысли и в то
же время замечающего
всё чудака. В
тех кварталах город,
где обитала беднота,
его считали за
своего. И никому
не приходило в
голову, что он
станет великим русским
поэтом и имя
его – Николай Алексеевич Некрасов.
Он перебрался
в столицу с
берегов Волги, из-под
Ярославля, где провёл
детство и раннюю
юность в имении
отца – жестокого помещика.
Некрасов начал
писать стихи довольно
рано. Сначала он
старался писать, как
писали все. А
разве станешь большим,
настоящим поэтом, если
будешь подражать, кому
бы то ни было? Нет,
конечно. Ведь поэзия
начинается тогда, когда
стихи открывают людям
незамеченные прежде стороны
жизни, когда в них
появляются новые мысли.
Вскоре Некрасов,
как и многие из писателей – его современников и ровесников, - стал писать о бедняках
с городских задворок,
о крестьянах. И
читатели брали в
руки стихи Некрасова
с радостью и
удивлением: «Вот поэт,
который видит жизнь
такою же, какой
видим её мы,
и думает так
же, как мы
думаем!»
Некрасов стал
главным редактором журнала
«Современник». Это был
настоящий боевой штаб
целого отряда писателей
и поэтов. «Современник» всеми
силами пытался говорить
читателям правду. И
каждый номер журнала,
где печатались повести Герцена,
Гончарова, рассказы Тургенева,
статьи критика Белинского,
немного позднее –
произведения Льва Толстого
и стихи Некрасова,
был опасен для
царской власти. Опасен
не менее, чем
бомбы, которые бросали
в царя отважные революционеры.
В стихах
Некрасова уже не
оставалось ничего дворянского. По образу мыслей,
по своему душевному
строю, он казался
настоящим крестьянином. Строки
его стихов сердились,
негодовали, как бы
говоря: «Видите, до
чего довели Россию.
Нашу Россию… И
поймите, Россия может
быть другой. Совсем,
совсем другой!..»
Некрасов с
болью рассказывает о
мужиках, которые пришли,
было, к парадному
подъезду просить о
чём-то важного сановника.
Но швейцар не допустил
их даже к порогу.
Мужики пошли прочь,
так и не дождавшись правды.
Шли годы.
Царь отменил крепостное
право, но лучше крестьянам не стало, потому что
земля по-прежнему принадлежала помещикам, а крестьяне
бедствовали, перебиваясь с
хлеба на воду.
Некрасов снова обращается к современникам с
гневными обличительными стихами
и певучими поэмами,
пробуждающими совесть.
Поэма
«Русские женщины» - о жёнах
декабристов, которые последовали
за своими
мужьями-революционерами в сибирские
рудники; поэма «Дедушка» - о мальчике и о
его седом деде,
который вернулся… Малыш
толком не знает, откуда
вернулся дед. Но
придёт время, и
он догадается, поймёт:
вернулся из Сибири,
с каторги, куда
его сослал царь
за участие в
восстании декабристов.
Поэма «Кому
на Руси жить
хорошо»… Чтобы поставить
этот гневный вопрос
в заглавие своей
поэмы, великий поэт
должен был проявить
большое крестьянское мужество.
Герои поэмы – семеро крестьян – заспорили о
том, кому же
в конце концов
хорошо жить в
России.
И пошли
они искать счастливого. Многих видели. Худо
живётся и попу,
и помещикам: надвигается
революция, последние годы
доживают они. Видели
и настоящих богатырей
духа, мужиков-бунтовщиков, гордых
и мудрых. Но
и им, конечно же, жилось
худо. Счастливого так
и не нашли. Только в
конце странствия они
должны были встретить
юношу-революционера,
счастье которого в
том, чтобы воевать
за счастье других.
Да не успел Некрасов дописать
свою поэму до
конца: тяжёлая болезнь
помешала ему.
На похороны
любимого поэта пришла,
казалось, вся опечаленная
Россия.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru