Настоящее и будущее России в произведениях Некрасова
Настоящее и будущее России в произведениях Некрасова
Настоящее и
будущее России в произведениях Некрасова
Девятнадцатый
век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения.
Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия
таких ярких имен имя Некрасова не теряет своей яркости. В чем же секрет
актуальности поэзии Некрасова? Разгадка - в отношении поэта к Родине, в любви к
своему народу, в широком освещении актуальных проблем современности, и,
наконец, в прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России.
Бесспорно,
многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных путях развития России и
давали на них исчерпывающие ответы. Видение же Некрасовым насущных
проблем России
и ее будущего было глубоко гражданственным.
Настоящее в
произведениях Некрасова - время, когда нужно сделать все возможное для борьбы с
социальным злом, а будущее - в освобождение людей от гнета и крепостных
пережитков. Творческое кредо поэта особенно ярко выражено в стихотворении
"Вчерашний день, часу в шестом", где поэт сравнивает свою музу с
молодой крестьянкой, называет их родными сестрами: "И музе я сказал: Гляди
- сестра твоя родная!" Я думаю, что это стихотворение раскрывает и взгляды
Некрасова на Россию: поэт считал основным вопросом современной ему России
вопрос крестьянский. Не случайно крестьянская тема занимает такое видное место
в ряду произведений поэта: "Мороз, красный нос", "Орина, мать
солдатская", "Несжатая полоса", "Размышления у парадного
одъезда", "Дед Мазай и зайцы", и, наконец, поэма-эпопея
"Кому на Руси жить хорошо". В этих произведениях Некрасов показывает
страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за
себя и сделать свою жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о
сопереживании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего для
себя "незримые, невидимые миру слезы",
стремления
сельских жителей к "мужицкому счастью". Например, стихотворение
"Забытая деревня". В нем автор раскрывает нам страницу тяжелой
крестьянской жизни: показывает бабушку Ненилу, ждущую "доброго
барина", чтобы попросить у него немного леса для покосившейся избенки,
крепостную девушку Наташу, мечтающую выйти замуж за вольного хлебопашца. Но
самое страшное состоит в том, что эти простые желания крестьянских женщин
никогда не сбудутся: барин забыл о своей деревне, живет в городе, а без его
разрешения предпринять ничего нельзя. Некрасов с гневом показывает нам
абсурдность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по
прихоти владельца крепостных душ. Возьмем еще одно лирическое стихотворение
поэта - "Несжатая полоса". Некрасов рисует портрет измученного,
изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной
земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай.
Читатель ощущает глубоко прочувствованное отношение автора к обездоленным
крестьянам и понимает, что поэт не мог и не хотел смириться с таким настоящим
России. Если встихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на настоящее
России, то видение будущего, наверное, ярче всего выражено в поэме "Кому
на Руси жить хорошо". Так, истинно счастливыми людьми Некрасов называет
тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Будущее России, как полагал
поэт, за такими как Гриша Добросклонов, которым "судьба готовила путь
славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь".
То есть за
теми, которые ставят общественные интересы выше личных, кто не может смириться
с современным положение крестьян, отдает всю свою жизнь без остатка на служение
народу, его счастью, его будущему:
Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить
для счастия убого и темного Родного уголка.
Вера в
счастливое и светлое будущее России и сожаление о том, что сам поэт уже не
застанет этой эпохи, выражена в стихотворении "Железная дорога".
Некрасов верит,
что Россия "вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе,
Жаль, только, что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе".
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/