В
"Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы
"камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись
посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ тех
полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками и
крестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки лет
осталось в фактической зависимости от господ. В начале "Последыша"
вновь звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:
"Прокосы
широчайшие! -
Сказал Пахом
Онисимыч.-
Здесь богатырь
народ!"
Смеются братья
Губины:
Давно они
заметили
Высокого
крестьянина
Со жбаном - на
стогу;
Он пил, а баба
с вилами,
Задравши кверху
голову,
Глядела на
него.
Так создается
почти скульптурный памятник, олицетворяющий неистощимую силу и мощь
крестьянского мира. Но в резком контрасте с этим мажорным вступлением
оказывается поведение мужиков, играющих шутовскую роль добровольных рабов перед
напоминающим Лихо Одноглазое, выморочным князем Утятиным.
Вначале эта
"камедь", эта фальшивая игра в покорность вызывает улыбку читателя.
Тут есть и артисты вроде мнимого бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего
в назначенную ему миром роль:
"Отцы!"
- сказал Клим Яковлич
С каким-то
визгом в голосе,
Как будто вся
утроба в нем
При мысли о
помещиках
Заликовала
вдруг...
Но чем долее
продолжается игра, тем чаще в ней проскальзывают черты правдоподобия. Возникает
сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение подтверждается
не только словами Пахома: "не только над помещиком, привычка над
крестьянином сильна",- но и реальными поступками вахлаков. Вот мужики идут
посмотреть на комедию, которая будет разыграна с приездом князя Утятина, но
встают "почтительно поодаль от господ". Вот Клим входит в раж и
произносит очередную верноподданническую речь, но у дворового вместо смеха
"слезы катятся по старому лицу". А рядом с этими непроизвольными
проявлениями холопства встает холопство Ипата уже по призванию и убеждению. Да
и самый главный шут Клим Лавин в минуту откровения говорит:
Эх, Влас Ильич!
где враки-то?
Не в их руках
мы, что ль?..
Временами
комедия превращается в жестокую, трагическую игру, убийственно действуя на
Агапа Петрова - человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного
достоинства. И если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком,
то вскоре выясняется, что в действительности они унижают самих себя. Неспроста говорит
мудрый Влас разыгравшемуся шуту Климке Лавину:
Бахвалься! А
давно ли мы,
Не мы одни -
вся вотчина...
(Да... все
крестьянство русское!)
Не в шутку, не
за денежки.
Не три-четыре
месяца,
А целый век...
Да что уж тут!
Куда уж нам
бахвалиться,
Недаром Вахлаки!
Против мужиков
оборачивается их наивная вера в сыновей князя Утятина, "гвардейцев
черноусых", посуливших за вахлацкую комедию поемные луга. Умирает
"последыш",
А за луга
поемные
Наследники с
крестьянами
Тягаются
доднесь...
Внешне
"Пир - на весь мир" является продолжением "Последыша":
вахлаки после смерти князя Утятина справляют "поминки по крепям". Но
по существу в "Пире" изображается принципиально иное состояние мира.
Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир
духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни
освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает
задумываться о будущем. Далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке.
Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказ
"Про холопа примерного - Якова верного" и легенда "О двух
великих грешниках". Яков мстит барину за все издевательства по-холопски,
совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр в праведном гневе
убивает народного врага пана Глуховского. Причем после этого убийства рухнуло
громадное дерево, которое Кудеяр по обету, во имя искупления грехов, начал
подтачивать ножом. И трудиться бы ему до скончания века, если бы вонзившийся в
сердце пана Глуховского нож не сбросил с разбойника вместе с упавшим деревом
"бремя грехов". Так высшая народная нравственность, освященная
авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и
даже насилие над ними.
И как бы в
ответ на этот рост народного самосознания из разноречивого хора крестьянских
голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова,
русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть
достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за "непоротую губернию,
непотрошеную волость, избытково село", которые ищут теперь забывшие давно
о первоначальной цели путешествия, духовно выросшие странники.
Рать подымается
-
Неисчислимая,
Сила в ней
скажется
Несокрушимая!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/