Народ в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Народ в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Народ в
поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Примерный
текст сочинения
В поэме
"Мертвые души" Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней
писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в
своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников,
взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть.
Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца,
приобретателя, И всех этих героев он определяет как "мертвые души".
Но позади "мертвых душ" выступают души живые. Это русский народ, с
которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская
поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог
многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее
народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как
живая душа — мертвой.
Почему же мысль
о русском народе наполняет душу писателя радостью, почему язвительная, гневная
сатира уступает место высокой патетике? Наверное, потому, что писатель видел в
темном и забитом русском народе необъятные силы, огромные потенциальные
возможности. Значит, основная мысль поэмы — в стремительном беге России вперед,
в движении к счастливому будущему русского народа. Несмотря на господство в
эпоху Гоголя "мертвых душ" над живыми, он видит неудержимое движение
России к лучшему.
Кто же движет
ее? На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется
бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти
качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера.
И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова.
Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик
Чичиков, который приобрел его как "мертвую душу". Но этот русский
богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем
здравствующие люди с мертвыми душами. Эта умершие или придавленные крепостническим
гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника
Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным
уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и
работать.
В скупых,
лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из
народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись
своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот
талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа
смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом
прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина,
которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в
тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый
человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и
унижениям и сам горько издевается над своей судьбой. Запоминается в поэме образ
Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь
тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым
праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь
проявляется народная удаль, размах русской души.
Но писатель
видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным
рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не
идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного
мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые
никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой
девчонки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево".
Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух
мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани.
Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо
жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для
размышлений. Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению"
крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание
книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать:
похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды
являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной
части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера
Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.
Невежество,
темнота, пьянство, забитость — это те черты русского народа, которые
сформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Значит,
самодержавно-крепостнический строй России не только тормозил экономическое
развитие страны, но и преступно губил душу русского народа. В поэме слышится
протест крестьянства против своих мучителей и угнетателей — помещиков и
чиновников. Например, он выражается в бунте крестьян сельца Вшивая Спесь и
сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя
Дробяжкина. Тот же протест звучит и в народном слове, в метких пословицах и
поговорках. Например, когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о
Плюшкине, тот наградил этого барина убийственно точным прозвищем "заплатанной".
Гоголь пишет: "Выражается сильно российский народ, и если наградит кого
словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на
службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света". Писатель убежден,
что ни у какого народа нет такого замашистого и бойкого меткого слова.
Величественные, бескрайние просторы России и горькая судьба ее народа наводят
на мысль о возможности и необходимости коренных перемен в стране, так как
"удалая, полная силы национальность" несовместима с нищенским
положением, отупляющей неволей, господством "мертвых душ".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/