Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем
Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем
Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем
Я дал себе слово всегда говорить правду…
М.Зощенко
Я пишу только за то, что глаза мои
Мои собственноручно видели
И.Бабель.
Цели урока: - Дать понятие “возвращенной литературы”;
обсудить полученные по теме знания;
проверить уровень осмысления материала;
развивать монологическую речь;
развивать коммутативные способности;
формировать гражданскую позицию.
Тип урока: урок-семинар
Форма работы: групповая
Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов
2. тексты произведений
3. листы для групповой работы.
4. фломастеры.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А.Толстого “Петр I”; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным.
“ Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем”
Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием “возвращенная литература”, попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.
I. Этап урока.
Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях?
Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд “возвращенной литературы”.
Учитель: А. Солженицын.
Поэты русские! Я с болью одинокой,
В тоске затравленной перебираю вас.
Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий
Час истребления, уничтожения нас.
Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,
Когда со слов спадет горячность туман.
Два наших первенца застрелены в дуэлях,
Растерзан третий в реве мусульман.
Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью
Многоголовно гибель стерегла:
Безумием, гниением, зеленым умираньем,
Мгновенным ли пыланием чела.
Повешен тот, а этот сослан в рудник.
Иных подбил догадливый черкес…
Санкт-петербургские нахмуренные будни
Да желть бензинная … небес.
Чума на вас, российские поэты!
Текучим воском вылиты каким? –
Один в петлю, другой – из пистолета,
К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.
Возвращается к нам литература ранее внесенная в, “черные списки”, произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним – ярко выраженной антитоталитарной направленностью.
А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин.
II этап. Выступление историков.
III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало “культ личности” Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.
10 мин
IV. Учитель.
Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле – это навсегда потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.
Как сказал О. Мендельштам:
“ Я не смолчу, не заглушу боли,
Но начерчу то, что чертить волен.”
Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством
которых мы познакомились?
Ученики – художники защищают все свое видение пути
Ученики – филологи – свои -20 I ур.
V. Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.
Какой способ жизни выбирают герои этих авторов?
Путь героя Твардовского III гр.
Путь Ив.Денисовича III гр.
Путь Жигулина II гр.
Путь Замятина I гр.
Путь мир героини Ахматовой. I гр.
10 мин.
VI. Заполнить карту процесса (3)
Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.