«Белая гвардия»
– первый роман Булгакова. В нем много автобиографического, но это уже
исторический роман. Это книга о русской истории, ее философии, о судьбах
классической русской культуры в новую эпоху. Именно поэтому «Белая гвардия» так
близка Булгакову, ее он любил более других своих вещей.
Эпиграф к
роману, взятый из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, - «Пошел мелкий снег, и вдруг
повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо
смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, - закричал ямщик, - беда –
буран!» - имеет особенное значение. Он вынуждает вспомнить о кровавой
пугачевщине, только в центре этого бурана уже новые Пугачевы, с университетским
образованием и марксистской догмой принудительного счастья. Этим же эпиграфом
писатель указал и на свою связь с классической традицией, и прежде всего с
историзмом Пушкина. Пушкинские принципы историзма проявились в романе прежде
всего в точной характеристике политических сил, борьба между которыми
развертывается на страницах романа. Первая из них вынесена в заглавии романа, и
оно приобретает обобщающее значение. «Белая гвардия» - это не только «господа
офицеры», а весь рушившийся мир, все принадлежавшие к нему люди, бежавшие в
Город от большевиков, другой силы, неведомой и пугающей.
Начало романа
очень символично. Точно указана дата – 1918 год, который был «велик и страшен».
Именно в этом году «особенно высоко в небе стояли две звезды: пастушеская
вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Это противопоставление образа мирного
труда (отсюда эпитет «пастушеская»), символом которого служит Венера, и другого
образа – планеты, носящей имя бога войны.
Пламя великих
событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, ее людей и
новую революционную действительность, ее деятелей. Милая, тихая, интеллигентная
семья Турбинных вдруг становится причастная к этим событиям, делается
свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Их мама не дожила до
этих дней, она умерла в мае. Алексей, Елена и Николка еще не знали тогда, что
это к лучшему.
Жизнь героев
неразрывно связана с их домом, с той обстановкой, в которой они воспитывались.
Изразцовая печка, бронзовые часы, играющие гавот, и другие, бьющие башенным
боем, ковры, на одном из которых изображен царь Алексей Михайлович с соколом на
руке, лампа под абажуром, «лучшие на свете шкафы с книгами… с Наташей Ростовой,
Капитанской Дочкой…». Обитатели квартиры знают: «на севере воет и воет вьюга» и
ждут, что «вот перестанет, начнется такая жизнь, о которой пишется в шоколадных
книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и
страшнее». Из-за этого усиливается страх перед грядущим, которое представляется
катастрофой: «Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в
бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Далеко не вся русская
интеллигенция поняла и приняла великие свершения Октября. Опасения за судьбу культуры
страны играли не последнюю роль в неприятии этих свершений. Тревога за участь
Капитанской Дочки была тревогой за Пушкина, за его наследие и традиции, ставшие
близкими Булгакову с детских лет.
Далее следует
вспомнить второй эпиграф к «Белой гвардии»: «И судимы были мертвые по
написанному в книгах, сообразно с делами своими». Этот эпиграф взят из
Откровения Иоанна Богослова – книги, известной под названием Апокалипсис.
«Апокалипсическая» тема приобретает значение стержневой. Когда Алексей Турбин,
ища утешения после смерти матери, приходит к священнику, совершавшему обряд ее
погребения, отец Александр читает: «Третий ангел вылил чашу свои в реки и
источники вод; и сделалась кровь». Тема «потрясающей книги», как называет
Булгаков Апокалипсис, продолжает развиваться и далее, перекликаясь с основной
сюжетной линией романа.
В первой главе
романа отчетливо развивается тема «заблудившихся в буране революции людей», для
которой характерны страшная обличительная сила и неизменная правдивость.
Турбинным преподан урок истории, урок жестокий. Но, пройдя через кровь и
смерть, им придется понять и принять его. Они должны будут сделать свой выбор,
найти свое место в новой России.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/