Н.С. Лесков. Очарованный странник. Главный герой. Былинные мотивы в повести
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Главный герой. Былинные мотивы в повести
Реферат
по литературе ученицы 10 “А” класса
гимназии № 1 МПС России
Лермонтовой Ольги на тему:
“Н.С. Лесков «Очарованный странник». Главный герой. Былинные мотивы в
повести”.
Москва, 2000 г.
Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году.
Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца
Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от
природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён
человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный,
хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести возникает
калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают
сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.
«Очарованный странник» был любимым героем Лескова, он ставил его
рядом с «Левшой». «Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в
одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием: «Молодцы», - писал он в
1866 году.
Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная
фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой
духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь
чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по велению
долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его
поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего
ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие
раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный
странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского).
Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” –
Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не
может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной
ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед
необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а
только странник, “черноземный Телемак”.
В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений,
столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то
же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной,
нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра,
солдат, георгиевский кавалер – офицер в отставке, «справщик» в адресном
столе, актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на
протяжении одной жизни, ещё не завершившейся.
Само имя у героя оказывается непостоянным: «Голован» – прозвище в
детстве и юности; «Иван» – так зовут его татары )это имя здесь не столько
собственное, сколько нарицательное: «у них все если взрослый русский
человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут»);
под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за
другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже
не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся «отец
Измаил», оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком
Иваном Северьянычем Флягиным.
Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего – ни детской
непосредственности, ни своеобразного «артистизма» и узкого «патриотизма»
«воительницы». Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна,
так отпущена на свою волю.
В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл;
именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими
людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом
существовании которых он прежде и не подозревал.
Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей
оригинальностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом
и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его
проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью
Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.
Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да
ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет
тёмный бор».
Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя
предыдущими, но его финал – гибель укрощённого коня – вызывает в памяти
смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным то
природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и
не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается
повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод не
случайно «вынут» из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный
пролог к жизнеописанию героя.
По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын «моленый»
и «обещанный», обязан посвятить свою жизнь служению богу.
Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и
потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь
разнообразны обстоятельства, в которые он попадает. Путь, который проходит
герой повести, - это поиски своего места среди других людей, своего
призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей
своей жизнью и своей судьбой. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не
занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом
он по-своему на них отвечает.
Тема «хождения по мукам» развивается независимо от того, что герой
не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни
кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю
одного человека. «Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не
добьют», - говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.
У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в
процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым
наделён от природы. Его исключительность произрастает на русской народной
почве и тем более значительна, что герой на всё отвечает собственным
сердцем, а не построениями ума. Идее тут противостоит нечто безусловное,
выдерживающее самые трудные испытания.
В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты
недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей. Поэтому
“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему
творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его
духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого
себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь
личности.
Обострённый интерес писателя к национальной культуре, тончайшее
ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать
своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный
артистизма, неповторимый – «лесковский» способ изображения. Лесков умел
изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием,
уходящим глубокими корнями в национальную историю. Лесков верил и умел
показать, что народ способен глубоко «понимать общественную пользу и
служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием
даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества
представлялось невозможным». Глубокая вера в великую народную силу и любовь
к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть «вдохновенность»
народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском
творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. Несмотря на
многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный
полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии,
благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-
богатыря. «Очень мне за народ умереть хочется», - говорит очарованный
странник. Глубоко переживает «черноземный Телемак» свою причастность к
родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе
об одиночестве в татарском плену: «…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам не
знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь
или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь».
В «Очарованном страннике» Лесков говорит о «добром русском
богатыре», о «добром простодушии», о «доброй душе», о «добром и строгом
житии». Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в
скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится
доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не открывается среди людей
в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние души,
соприкоснувшейся с божеством.
Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда
сравнивает с героями былин и сказок. Н. Плещунов делает следующий вывод,
рассуждая об «Очарованном страннике»: «…возникает догадка, что этот
«Очарованный странник» и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий
часа своего избавления». Не только герои «Очарованного странника», но и
многие другие образы писателя были «иконами», но не в том смысле, что они
были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты
отражались писателем «статически», «традиционно», в духе религиозных
жанров, жанров фольклора и древней русской литературы: житий и притч,
легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.
Герой рассказа назван очарованным странником, - и в этом названии
выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и
благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в «Запечатлённом
Ангеле», сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания
против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное
самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое
жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней
горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.
Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют
уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над
ними традициями и представлениями об окружающем мире. Однако под покровом
религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне
мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно) смог
критически отнестись к официальной религии и церкви. Поэтому произведение
«Очарованный странник» не потеряло своего глубокого значения и по сей день.
На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, всё
приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях – и эти
явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с
последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на
неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведёт его к
Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова «Очарованный странник».
Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые
краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её разнообразными,
явными и тайными страстями.
Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего
равнодушия, «одолевает дух» лесковских праведников. Родная среда сообщает
своим живым примером не только вдохновенные порывы, но «строгое и трезвое
настроение» их «здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле».
Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал её как
старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую
и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна
удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков?
Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости
своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое
дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
«Очарованная Русь» – термин условный, литературный. Это совокупный
образ, воссозданный художником в своём творчестве, вобравший в себя
некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие
силы, которые видел Лесков в своём народе. Это – «старая сказка» о нём.
Список литературы:
V А. Волынский «Н.С. Лесков»;
V В. Ю. Троицкий «Писатель Земли Русской», «Лесков – художник»;
V Л. Крупчанов «Жажда света»;
V Г. Гунн «Очарованная Русь Николая Лескова».
V Б. Дыханова «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С.