Описанное в романе «необыкновенное время» включает первую мировую
войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с
разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, отпор партийной
оппозиции, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и
психологию героев романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые
общественные отношения.
В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно
разделить на два противостоящих лагеря.
В этой борьбе двух враждебных сил выковывался новый человек,
формировались новые представления о жизни, новая мораль. Автор стремился
показать как закалялись характеры первого поколения коммунистической
молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося
всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия
романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении.
Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше
поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью».
Этой задачей, стоящей перед автором, и объясняется такой широкий охват
действительности, обилие в романе исторических событий и явлений
общественной жизни страны, строящей социализм.
В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из
которых очерчены довольно бегло. Но и те, кто встречается довольно часто, и
те, кого мы видим в одном эпизоде, создают представление о коллективном
облике определенной социальной среды. И те и другие помогают увидеть два
лагеря: в одном из них Корчагин и его единомышленники, в другом – яростные
враги революции или люди, предавшие её идеалы. Эпизодические лица помогают
лучше представить эпоху массовых потрясений, событий, затронувших судьбы
миллионов людей. Массовость революционного движения в романе показана
именно через эту множественность параллельных человеческих судеб.
Павел Корчагин и окружающие его товарищи по борьбе, жизнь, идеалы
которых в той или иной степени повторяют его жизнь и духовный облик, как
раз и создают тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась бы
молодежь». Иван Жаркий, Серёжа Брузжак, Рита Устинова, Панкратов, Гришутка
Хороводько и другие при всей своей индивидуальности несут в себе то общее,
что повторяется от характера к характеру, и в результате полно и ярко
раскрывают черты молодой гвардии большевиков.
Роль партии в революции показана через коллективный образ, включающий
такие фигуры, как Федор Жухрай, Зоя Игнатьева, слесарь Токарев, Жигирева,
Чернокозов и др. И хотя появляются они в романе эпизодически и каждый из
них очерчен двумя-тремя штрихами, все вместе они создают глубокое
представление о роли партии в революции и гражданском строительстве, о типе
коммуниста – организатора и воспитателя масс.
Страстное стремление остаться в строю борцов за идеи коммунизма
руководит Павлом Корчагиным. Начинается битва с недугами. И здесь
сказывается героизм Павла и трагизм его положения, так как он терпит одно
поражение за другим в этой битве. Но оптимизм этой трагедии в «победе духа
над телом», в найденном пути возвращения в общий строй бойцов, в слиянии
личного с общественным, в активном участи в жизни страны и воспитания
молодых коммунистов пламенным словом писателя-бойца.
Воплощая в своем герое, в его характере и поступках черты нового типа
человеческой личности, носителя героического начала, коммуниста-бойца за
идеалы народа, Островский создает образ положительного героя, духовный
строй и общественное поведение являют собой норму, могут служить образцом
для подражания.
В галерее положительных образов советской литературы Павел Корчагин
занимает особое место: в нем как бы собраны и обобщены главные черты,
присущие человеку социалистического общества. Павел Корчагин словно вбирает
в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая
целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и
воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной
героичностью.
Павел Корчагин представляет собой «тип такого положительного героя,
который непосредственным примером всей своей жизни учит жить, бороться,
побеждать. И то, что художественный образ, воплотивший в себе нормы
коммунистической морали, стал нарицательным в нашем народе и выражает уже
массовое явление в жизни, свидетельствует об истинной народности этого
образа».
В книге болгарского писателя Людмила Стоянова «О литературе,
искусстве и культуре» есть следующие слова: «Самое трудное в литературе –
создать новый тип, целостный и правдивый, в котором тысячи и тысячи находят
что-то свое, от своей судьбы и от своей жизни. Павел Корчагин именно такой
новый тип, новый человек, и именно это значение почувствовали миллионы
читателей, которые его любят, как нечто свое, близкое».