Особенность
русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана
с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко
волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность
были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели
смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И
Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен
"глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для
битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".
Некрасов
выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза
мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и
поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и
гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная
мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от
общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От
лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от
злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.
С твоим
талантом стыдно спать;
Еще стыдней в
годину горя
Красу долин,
небес и моря
И ласку милой
воспевать...
Некрасов
предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь
либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах
и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта,
"избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою
музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова,
должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность
в красоте, справедливости, вере.
Будь гражданин!
служа искусству,
Для блага
ближнего живи,
Свой гений
подчиняя чувству
Всеобнимающей
любви.
Таким образом,
Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что
поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами,
чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье,
за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом"
в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа,
родной сестрой которого называет поэт свою музу.
...Там били
женщину кнутом,
Крестьянку
молодую,
Ни звука из ее
груди,
Лишь бич свистал,
играя...
И Музе я
сказал: "Гляди!
Сестра твоя
родная!"
Некрасовская
муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и
сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе.
Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей
печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только
страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.
В порыве
ярости, с неправдою людской
Безумная
клялась начать безумный бой...
Муза ведет
поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя
его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти
великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт"
рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о
популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники
"при жизни памятник готовят".
Любя
беспечность и покой,
Гнушаясь
дерзкою сатирой,
Он прочно
властвует толпой
С своей
миролюбивой лирой.
Но все симпатии
Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем
толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его
"карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.
И веря и не
веря вновь
Мечте высокого
призванья,
Он проповедует
любовь
Враждебным словом
отрицанья.
Некрасов
убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных
темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу,
облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В
конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое
считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о
содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми,
кто заявлял, "что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее
должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает
злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна
"изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен
Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное
освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия.
"Народ освобожден, но счастлив ли народ?" — этот вопрос, содержащийся
в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы
народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти
слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения
"Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..."
Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом
века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и
бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в
поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует
распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что
тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает
ответа".
Подобно Пушкину
в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии"
подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в
служении народу, в борьбе за его интересы:
Я лиру посвятил
народу своему,
Быть может, я
умру неведомый ему,
Но я ему служил
— и сердцем я спокоен...
Взгляды Н. А.
Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице
многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную
связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба,
все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить
трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/