Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Мотивы
искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из
Сан-Франциско»
Огонь, качаемый
волной
В просторе
темном океана...
Что мне до
звездного тумана,
До млечной
бездны надо мной!
И. А. Бунин
Иван Алексеевич
Бунин был страстно влюблен в жизнь, в многообразие ее проявлений. Воображению
художника претило все искусственное, заменяющее естественные порывы человека:
радости и горести, счастье и слезы. В рассказе «Господин из Сан-Франциско»
писатель показывает несостоятельность искусственной регламентации жизни, полный
крах любых попыток заменить живую стихию какими-либо условными рамками,
заставить ее подчиняться силе денег. Это, оказывается, так же невозможно, как
повернуть вспять реки, усмирить океан, включать и выключать солнце. Да, все это
очевидный абсурд, но есть круг лиц, считающих себя всесильными. Они накопили
определенный капитал и считают себя вправе распоряжаться всем и вся. К таким
людям писатель относит и своего героя — господина из Сан-Франциско.
Он сам привык
жить по некогда составленному образцу, и теперь, достигнув материального
благополучия, хочет все вокруг заключить в удобные для себя рамки. Но
окружающая жизнь намного богаче и многограннее, чем человек может о ней судить.
Ее нельзя ограничить своим мирком, она стихийно прорывается то
непредусмотренной погодой, то чрезмерно буйным проявлением стихии, когда
швыряет утлый пароходик по волнам, мешая комфорту господина из Сан-Франциско и
его семьи. Все это «портит жизнь», мешает полноценно наслаждаться заслуженным
отпуском. «В день отъезда,— очень памятный для семьи из Сан-Франциско! — даже и
с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко
серел над свинцовой зыбью моря. Капри совсем не было видно — точно его никогда
не существовало на свете. И маленький пароходик, направлявшийся к нему, так
виляло со стороны в сторону, что семья из Сан-Франциско пластом лежала на
диванах в жалкой кают-компании этого пароходика, закутав ноги пледами и закрыв
от дурноты глаза».
Можно
попытаться отгородиться от жизни прекрасными апартаментами, закрыть окна от
свежего ветра, но не уйти от судьбы. Она предначертана свыше, ее не обманешь и
не перехитришь. В самом начале путешествия происходит «незапланированная»
смерть героя. Мне кажется, Бунин с иронией называет его «господином». Никакой
он не господин, а раб Божий, подвластный общим законам мироздания. И сколько бы
ни пыжился, считая себя «хозяином жизни», оказался таким же смертным, как и
остальные, перед которыми чванился и кичился своим богатством, претендуя на
исключительность. В конце рассказа писатель показывает полный крах подобных
притязаний на исключительность. Человек — составная часть природы, он
подчиняется ее общим законам, а не наоборот. И любая попытка изменить порядок
мироздания обречена на провал.
Очень интересно
построен рассказ. Вначале кажется, все зарегламентировано и подчинено воле
самодовольного человека, но на протяжении рассказа писатель показывает жизнь,
которая, как вода в половодье, неудержимо разливается, легко преодолевая
условные рамки, и в конце — это обширный океан, торжествующий свое могущество и
силу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/