Москва в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Москва в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Москва в
комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
В конце зимы
1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой
высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором
этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.
Талантливый
русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы
московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва
просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная,
героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия "Горе от
ума" — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники.
Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы,
поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия
отличается удивительной реалистичностью.
Главное
действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие
автору мысли, а вся Москва, все люди, Населяющие ее. Вначале образ столицы
складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти
портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме
богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. "На всех московских
есть особый отпечаток", — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие
характеристики. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов.
В монологах
Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для
читателя общие черты принадлежности к "московским". Чацкий и Фамусов
говорят о разном по-разному. Фамусов — "старинный, верный член"
Английского клуба, который "весь свой век пропрыгал на балах". Тон
Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой
пьесы, — любитель крепостного театра, чей "дом зеленью раскрашен в виде
рощи", но сам он "толст, его артисты тощи". Упоминает Чацкий и о
принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям
"учителей полки, числом поболее, ценою подешевле". Москвичи видят
спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений
о национальной культуре, но и дикое "смешение языков: французского с
нижегородским".
Монолог Чацкого
разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с
одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает
Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, которых молодежь должна считать
образцом для подражания. Чацкий восклицает: "Нет, свет уж нынче не таков",
— но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.
В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу
комизма здесь составляет, на мой взгляд» тема огромной власти московских дам.
Еще Фамусов отмечает:
А дамы? —
сунься кто, попробуй овладей;
Судьи всему,
везде, над ними нет судей.
Платон
Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены.
Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством,
помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московская
барыня Хлестова. Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов.
Недаром последними словами комедии является его реплика: Ах! Более мой! Что
станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Да, женская
власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как
Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает
Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое
святое дело. И, наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня,
неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах.
Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать
слепым исполнителем воли вышестоящего начальства. Но его образ не только
комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере: Довольно счастлив я в
товарищах моих. Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие,
смотришь, перебиты. Фамусов — олицетворение "века минувшего" во всей его
красе. Он является убежденным сторонником старых порядков, при этом он уже
достиг "степеней известных" и заботится разве лишь о том, чтобы
выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть
зайти "на форели", потому что, как он сам признается:
Обычай мой
такой:
Подписано, так
с плеч долой.
Пожалуй,
единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение к
засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на три
важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года
утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той
толпе, "в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых,
нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков", которую
он увидел в Москве. Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после
обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что
после появления комедии "Горе от ума" москвичи смогли по-новому
взглянуть на все то, что их окружало.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/