А вот как отзывается о
Москве М. Н. Загоскин(1789 – 1852),
изучавший Москву в течение 30 лет: «… она не город, не столица, а целый мир-
разумеется русский мир…Как тысячи солнечных лучей соединяются в одну точку,
проходя через увеличительное стекло, так точно в Москве сливаются в один
национальный облик все отдельные черты нашей русской отдельной физиономии…» -
писал он в своём произведении « Москва и москвичи ».
Больше того,
автор считает что все русские – по сути не что иное как москвичи: «…как от Рима
получила своё название вся Римская империя, - так и в старину иностранцы
называли Россию по имени её главного города МОСКОВИЕЮ, а русских звали
МОСКОВИТЯНАМИ…».
Именно поэтому
Наполеон стремился прежде всего захватить Москву. Он понимал, что с
уничтожением души погибнет и тело
( Россия ). Вид разоренного города вселяет в сердце писателя ( и читателя )
чувство горечи, её развалины – это могила близкого человека, матери: « …А
Москва? О! Москва показалась мне свежей, ещё не засыпанной могилою!…». Москве,
прежде всего свойственно возрождаться всякий раз в новой, ещё большей красоте.
«Благодаря Бога Москва стала краше прежнего, а слава и честь
осталась при ней.»
Как Москва
есть центр России, так и у самой Москвы есть свой священный центр – Кремль. «Если Москва может называться
сердцем России, то и Кремль заслуживает этого названия относительной самой
Москвы». Вид ночного Кремля вызывает у рассказчика восторг: «Как прекрасен, как
великолепен наш Кремль в тихую летнюю ночь, когда вечерняя заря тухнет на
Западе и ночная красавица, полная луна, выплывая из облаков, обливает своим кротким
светом небеса и всю землю!…Здесь вы окружены древнею Русскою святынею, вы
беседуете с нею о небесной вашей Родине. Как прилипший прах душа Ваша стрясает
с себя все земные помыслы. Мысль о бесконечном даёт ей крылья, и она
возноситься туда, где не станут уже делить людей на поколения и народы, где не
будет уже ни веков, ни времени, ни плача, ни страданий…». Москва предстаёт на страницах книги
Загоскина подлинно как священный город. Эта святость происходит не только от
того, что в ней есть Кремль, но ещё и потому, что в самой Москве много храмов,
монастырей, церквей, соборов. Одна из героинь книги с умилением говорит: «А
коли придёт Богу помолиться, так наша матушка Москва и на это хороша. Святой
город, батюшка!». Не говорят ли они нам о благочестивом обычае наших предков,
которые не оставили нам ни развалин феодальных замков, ни древних дворцов, ни
других общественных зданий, но зато всегда в память великих событий воздвигали
храмы Божии, строили монастыри… Здесь, вероятно, и скрывается ответ на вопрос:
почему Москва – один из самых неприметных городков, стала почти неожиданно для
всех столицей огромного государства. Митрополит Иоанн объяснял это чудо:
«Именно превращение Москвы в центр русского православия определило его судьбу,
до того ничем не отличавшуюся от судьбы других русских городов». Эту же мысль
разделял 150 лет назад и Загоскин. Кроме этого Загоскин рассматривает вопрос о
соперничестве между Москвой и Петербургом.
В
аллегорической загадке «Брат и сестра» Загоскин олицетворяет Москву в образе
старшей сестры, а Петербург младшего брата. Загадка вся строится на сравнении
двух характеров: «… он малый молодой, она пожилая барыня, у него нет ни одной
морщины на лице, а у неё , бедняжки, как она ни белится, ни румянится, как ни
красит волосы, а всё седые локоны из-под модной шляпки выглядывают».
Загоскин, конечно, пристрастен своих оценках, когда сравнивает
их: « Сестра большая хлебосолка; конечно, она не всегда хорошо накормит, вино у
неё подчас бывает с грехом пополам; но зато брат даст обед, да тотчас и ворота
на запор: как ни звони в колокольчик, а всё дома нет да нет; а к сестре каждый
день милости проси! У неё двери без колокольчика и ворота всегда настежь.
Сестра, конечно, имеет свои недостатки, но зато такая радушная, гостеприимная и
добросердечная женщина, что, несмотря на все её странности и причуды, её нельзя
не полюбить. Я знаю это по себе: стоит только раз с ней познакомиться, а там уж
ни за что не захочешь расстаться».
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru