Мой
Пушкин…-- Что я знаю об этих двух словах? Так говорила Марина Цветаева. Так
наверняка говорили Сергей Есенин, Антон Чехов, Лев Толстой и многие другие. Мне
всегда казалось, что говорить так имеют право лишь лучшие, выдающиеся люди,
которые способны постичь то совершенство, с которым у меня всегда было связано
творчество Пушкина. А между тем, у каждого из нас есть что-то самое любимое,
самое близкое, самое дорогое из его произведений, что он хранит в глубине души.
Творчество поэта стало неотъемлемой частью нашей жизни. Столько строчек, цитат,
фраз, ставших крылатыми, прочно вошли в нашу речь и мышление, что иногда мы
говорим словами Пушкина, не замечая, а часто – не зная этого. И когда об этом
подумаешь, вдруг понимаешь, что яркое творчество Пушкина, такое личное и
родное, одновременно является всеобщим, присутствующим всюду и потому – почти
незаметным. И в то же время, творчество Пушкина –-- такое неоценимое богатство,
о котором могут мечтать все народы мира. Так что же такое –
“"Пушкин"”? – Нет, вернее, что такое “"Пушкин"” для меня,
“мой Пушкин”?
В
первую очередь, это, конечно же, сказки. Сказки, которые знакомы каждому с
самого рождения, наряду с русскими народными сказками и произведениями Г. Х.
Андерсена. Они стали уже настолько родными, что сейчас трудно представить себе,
что каждая из них –-- самостоятельное литературное произведение. Кому в детстве
не читали сказки Пушкина о мертвой царевне, о царе Салтане, о ловком Балде, о
золотой рыбке, о царе Додоне и золотом петушке? Все их я знала наизусть, и все
они –-- неповторимая атмосфера детства. В них я впервые столкнулась с добром и
злом, с волшебством и любовью. На самом деле, сказки –-- это самые первые уроки
жизни. И “первые учителя” человека --– образцы русской литературы и языка -
произведения Пушкина.
Сказки
--– не такой уж легкий жанр, как это может показаться. Что побудило Пушкина
написать их: желание показать легкость в обращении с пером, результатом чего
стала, например, “Гавриилиада”, или стремление к чему-то доброму, светлому,
волшебному, к чему-то, связанному с “преданьями старины глубокой”, с няней, с
настоящей Россией - Русью, которой “пахнет” в каждой сказке? Я думаю, что
именно второе, поэтому они так удались поэту, поэтому я так любила их в детстве
и люблю до сих пор. А еще я уверена, что когда-нибудь открою эти сказки перед
другим маленьким человечком, чтобы вместе с ним вновь войти в их чудесный мир.
Но
сказки –-- это только одна сторона таланта, одна сторона любимого поэта. Мой
Пушкин – это еще и проза. Человек до определенного возраста только накапливает
наблюдения, впечатления, ощущения; анализировать и осознавать их, четко
формулировать свои мысли он начинает позднее. Это относится, в первую очередь,
к литературе. По-настоящему оценить и понять прозу Пушкина я смогла, только
перечитав ее. Действительно, только так и нужно писать: “просто, коротко,
ясно”. В стихах Пушкина неизменно отмечают их звучность, необыкновенную
легкость языка, совершенство размера и ритма, но ведь проза ничуть не уступает
стихотворениям! В ней столько необычайной красоты, юмора, изящества; она
наполнена любовью, добротой, искрящимся смехом, нередко грустью, и я не могла
удержаться от восхищения, как не могла сдержать улыбку или слезы во время чтения.
Каждая фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча
и поистине прекрасна - “сокровище”, как сказал о прозе Пушкина Л. Н. Толстой.
Как жаль, что я не владею этим совершенством, ведь, когда говоришь о Пушкине,
хочется быть достойной высоты его творений!
И
все же, мой Пушкин --– это, прежде всего, “Моцарт и Сальери”, потому что для
меня именно в этом произведении раскрывается не только Пушкин-творец, но и
Пушкин-человек, Пушкин-личность. Конечно, сравнение Моцарта и Пушкина уже затерлось,
кажется, что не стоит обращать на него внимание, но ведь это действительно так!
И не случайно их сравнивают так часто: гения музыки и гения литературы.
Читая
Пушкина, я неизменно представляю его легким, изящным, искренним, мудрым и
молодым. Он как будто парит над нами, подобно музыке Моцарта. Его произведения
совершенны, они –-- “священный дар”, “бессмертный гений”, который может самого
тебя заставить взлететь над “нуждами низкой жизни”, войти в узкий круг
“избранных, счастливцев”. И “неслыханная простота” и легкость пушкинских
произведений, которую сравнивают с моцартовской ясностью и гармонией, - не
случайная находка и не пример осуществления творческих замыслов. Это
доказательство великого дара писателя, потому что в этой простоте скрывается бесконечная
глубина мыслей и чувств, многообразие всей жизни. И это позволяет каждому
увидеть в гениально простых и незатейливых фразах Пушкина что-то свое,
отражение своей души в данный момент. Поэтому для каждого человека, каждый раз,
когда он откроет их, произведения эти будут иметь единственный смысл,
неповторимое значение.
Я
знаю, что наверняка даже сейчас есть люди, считающие Пушкина “безумцем”,
которому был ниспослан Божий дар. Так считали и многие его современники,
называвшие поэта “"пустым человеком”", “"безнравственным"”,
“"ветреным", как когда-то Моцарта величали “"гулякой
праздным". По историческим источникам мы можем сейчас судить о
Пушкине-человеке. Да, я могу сказать, что в его жизни был цинизм, поражавший
даже современников, была угодливость, была мелкая мстительность, были даже
грубость и пошлость… Но тем не менее для меня --– Пушкин прекрасен. Прекрасен,
несмотря ни на что, потому что душа его отличалась неизъяснимым благородством,
величием и глубиной. Я убеждена, что человек не может лгать, когда он творит!
Душа Пушкина сквозь все грязное, наносное, привитое эпохой, зажгла его
творчество ярким пламенем, ведь даже в дни тоски и душевных страданий “он
написал столько светлых восторженных песен, в которых ни одно слово не
высказало изменчиво его уныния”, ведь его перу принадлежат гордые и страстные
“"Во глубине сибирских руд"…” и “"К Чаадаеву…",
прекрасно-нежные “"Я вас любил", “"Я помню чудное
мгновенье…". Это пламя осветило всю жизнь великого человека до его
последних минут: “"Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в
нем доброго и прекрасного. Все, что было в его жизни беспорядочного, бурного,
болезненного, было данью человеческой слабости, обстоятельствам, людям,
обществу. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого
самоотвержения!" --” – писал П. А. Вяземский.
Вспомните,
ведь ни в одном произведении Пушкина, как и у Моцарта, никогда мы не встретим
ни темного, ни злого, ни зловещего и пугающего. - Все верно: “гений и
злодейство – две вещи несовместные”!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pereplet.ru/