Скрытой
сюжетной линией романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является кризис
крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается
конфликт "отцов и детей".
Идея романа, по
определению самого автора, — показ "торжества демократизма над
аристократией". Представителем демократического лагеря выступает главный
герой романа Евгений Базаров.
Базаров родился
в семье бедного уездного лекаря, прошел "школу труда и лишений", из
которой вышел "сильным и суровым" человеком. Эта школа пробудила в
герое грубую материалистическую натуру, отрицающую все жизненные принципы и
приоритеты. Базаров приобщает себя к народу, так как его дед "землю
пахал", но ведь он и презирает свой народ, ненавидит его патриархальность.
Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемыми
компонентами жизни людей. Поэтому, на мой взгляд, ни о каком сплочении с
народом не может быть и речи. Все красивое, достойное восхищения, для Базарова
лишь "вздор". Он пренебрегает безмерной любовью своих родителей.
Заявляет, что природа не храм, а мастерская, однако живописные описания
природы, которыми наполнен роман, убеждают читателя в обратном: природа — храм,
а не мастерская, только жизнь в гармонии с окружающим миром может принести
человеку счастье. Его также не волнуют чужие чувства и переживания: поцеловав
Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее
отношения с Николаем Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые ему бы
сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники.
Евгению присущи
такие качества характера, как болезненное самолюбие, непоколебимая уверенность
в себе и своей правоте, готовность в угоду своей идее совершать насилие.
Проанализировав поступки и образ жизни и мыслей героя, нетрудно прийти к
выводу, что он — бездуховное существо, способное лишь следовать по выбранному
пути без каких-либо отклонений. Таковым Базаров предстает не только перед нами,
но и перед самим собой. Он считает себя проповедником "нигилизма".
Однако это лишь маска. Герой не выдерживает испытаний судьбы: он влюбляется в
Одинцову, хотя до этого считал любовь "вздором".
Евгений
отрицает все приличия, но, между тем, принимает вызов на дуэль от Павла
Петровича Кирсанова. Базаров думал, что школа "лишений и труда"
стерла с его сердца человеческое отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка
превратила его идеалы и стремления в прах. Поэтому его можно назвать
несостоявшимся "нигилистом". Эта несостоятельность послужила и
причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову. Я думаю, что
смерть была для него единственным способом заглушить в себе боль разочарования.
В последней сцене романа автор умышленно описывает ту вечную природу, на
спокойствие которой покушался Базаров, которая дает "нигилисту"
успокоение.. Появление человека на свет сопровождается радостью и любовью, уход
из жизни — горем и скорбью, поэтому отрицание чувств бессмысленно. Как бы мы ни
сопротивлялись моральным категориям, они все равно берут верх. Поэтому зачем
лишать себя счастья, альтернативой которому рано или поздно будет горькое
разочарование? В связи с этим я могу обвинить Базарова в неприятии не только
культуры, обычаев и традиций народа, но и самого народа как такового.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/