Среди
бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова
наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию,
великолепной, как алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и
красоте.
Писательский
дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя
доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в
Лету. Полюбившийся мне рассказ "Студент" можно отнести к разряду
глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии
добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев
одной цепи, имя которой - история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток
неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за
собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое
воображение и память, воспоминания о прошлом.
Рассказ
начинается с описания природы. "Хорошая, тихая" погода с наступлением
темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам
дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного,
пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие
перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие
изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана
Великопольского. Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно
наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание
огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло
к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил
бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на
печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального,
далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности
духовные. Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание
уделялось церковным традициям: "по случаю страстной пятницы дома ничего не
варили", хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до
Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему
в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый
ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту
хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная
бедность, голод и тоска. Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя
совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не
сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на
студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом
вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом
правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету
огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образовавшейся щели вниманию
студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.
Проповодь Ивана
Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг
всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта
умудренная жизненным опытом женщина - праведница; без таких людей, согласно
русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица
Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную
боль. Неужели события многовековой давности имеют отношение к настоящему - к
обеим женщинам, к самому студенту, ко всем людям? Чехов говорит, что апостол
Петр, все происходящее в его душе, когда он, подобно студенту, грелся у костра,
его отречение от Иисуса - все это неразрывно связано с днем сегодняшним одной
цепью событий. Правда и красота всегда направляли человеческую жизнь в нужное
русло, составляли основу неведомого, таинственного счастья. И пройдет еще
тысяча лет, но все останется по-прежнему.
Человек, будучи
владыкой собственной жизни, своими руками творит будущее, двигаясь по узкой,
полной опасностей и препятствий дороге жизни. Тема дороги задается буквально в
самом начале рассказа, и этот образ сохраняется до конца произведения. После
беседы с женщиной герой преобразился, будто перешел Рубикон. Никакая стихия
отныне была не в силах побороть его чувство молодости, здоровье и невыразимо
сладкое ожидание счастья. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается
в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал
участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки
вышло победителем. Неужели такая же "пустыня кругом, мрак, чувство
гнета" - все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому
что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого,
находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни. Счастье
и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих.
Если столь
разные по характеру, внешности и восприятию окружающего мира вдова Василиса, ее
дочь Лукерья и студент Иван Великопольский сумели найти общую, всех волнующую
тему для разговора, значит, предчувствие, что на земле произойдет что-то
ужасное, навсегда останется в прошлом. Россия богата не только безграничными
просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми,
праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас
ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и
не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты
души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти
победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни
говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда
найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду. Иван Великопольский,
совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы,
становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля
наша.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/