... Чтобы
что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то темный путь для
сердца к влекущему меня явлению, а мысль шла уже вслед...
А. Платонов
Судьба
произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не
уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом
счастье "столь нужном, столь достоверном, как неизбежность... "
Все необычно и
не похоже ни на что в мире писателя А. Платонова. Голос писателя как бы слегка
приглушенный, печальный. Кажется, что это тихий житейский разговор писателя с
читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем все
громкие слова современников А. Платонова. В ранних произведениях А. Платонов
пишет о своем детстве.
В рассказе
"Семен" он повествует о душе ребенка, его мировоззрении, о судьбе
мальчика, на которого легли все домашние заботы после смерти матери: "...
В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые,
страстные силы мира и превращались в человека... " В этом произведении
поражает образ отца. Он как бы вмещает в себя всю силу любви к людям,
сопереживание. Стоящий на коленях перед маленькими еще людьми, как перед всем
человечеством, не умеющий выразить своей непосильной для сердца любви и жалости
к ним. Может быть, в образе отца перед нами сам Платонов: "... отец
обыкновенно лазал по полу на коленях между детьми, укрывал их получите гумени,
гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их,
он как бы просил у них прощения за бедную жизнь".
Рассказ
"Неодушевленный враг" — о Великой Отечественной войне. В нем через
разговор солдат, русского и немецкого, Платонов выразил сущность фашизма. Придя
завоевывать чужую землю, превращать людей в рабов, незаметно для себя немецкие
солдаты сами стали рабами, рабами Гитлера. "Не человек! — охотно
согласился Вальц. — Человек есть Гитлер, а я нет. Я тот, кем назначит меня быть
фюрер!" И именно русский солдат "был первой и решающей силой, которая
остановила движение смерти в мире; сам стал смертью для своего врага и обратил
его в труп, чтобы силы живой природы разломали его тело в прах".
Никого не
оставляет равнодушным судьба героя рассказа "Возвращение" Иванова,
вернувшегося с войны с ожесточившимся нечутким сердцем. Вначале он не может
понять, как выжила его семья, он видит лишь внешнюю сторону жизни, подсказки и
реплики сына Петрушки. Стыдится своего равнодушия к сыну оттого, что Петрушка
нуждается в любви и заботе сильнее других, потому что на него "жалко
сейчас смотреть". Поражает, как точно Платонов показал противоречие между
ребенком и войной, ребенком, который стал взрослым по вине войны. Иванов не
может вообразить, какой тяжелый труд проделала эта юная душа, он уходит из
семьи. Настоящее "возвращение" — к сокровенному — произошло в момент,
когда герой увидел бегущих за ним детей. "... Иванов закрыл глаза, не
желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал,
как жарко у него стало в груди... Он узнал вдруг все, что знал прежде... Прежде
он чувствовал другую линию через преграду самолюбия, интереса, а теперь
внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем... "
Романы
"Котлован" и "Чевенгур" звучат в наши дни как пророчество.
Весь трагизм в том, что они, эти вещие пророчества печального будущего, не были
услышаны за потоком фраз и громких слов. Писатель создавал эти произведения в
начале становления социалистического общества. И еще тогда предупреждал полном
крушении светлой идеи, если в основе человеческой деятельности не будут лежать
профессионализм, наука, созидательный труд. "Чевенгур" — самое
крупное произведение Платонова, сосредоточившее многочисленные и разнообразные
наблюдения писателя, инженера, мелиоратора, общественного деятеля, "всеми
силами работавшего на благо Советской России". Кроме прямого смысла,
относящегося к путешествию главного героя — Саши Дванова — есть и другой,
сокровенный смысл: продвижение всего человечества в сторону будущего возможно,
по Платонову, лишь в том случае, если его будут совершать с распахнутым
сердцем! Автор наравне с героями и вместе с читателями предпринимает попытки
осмыслить пути нового мироустройства. Чевенгур — символ и одновременно
конкретное место будущей счастливой жизни. Роман описывает далекий и долгий
путь к Чевенгуру. Через времена и жизни многих людей. Через обморочное
существование бобыля, безысходность утонувшего рыбака, прозябание многодетного
Прохора Дванова и его семейства тянется нить повествования. Идет "степная
воюющая революция". С такой ноты начинается путешествие Саши по
вздыбленной России. Во время своего путешествия с какими только людьми не
приходится сталкиваться ему, чем не доводится заниматься! Перед ним
разворачивается фантастическая по своей неожиданности картина деятельного
осуществления новой жизни. Едва Дванов узнает, что в Чевенгуре
"устроен" коммунизм, как немедленно отправляется туда. Если прежде
путешествие длилось, распространялось вширь и вдаль, то теперь оно устремляется
вглубь. Повествование сосредоточивается на главном: на поисках сущности
человеческой жизни и человеческого счастья. Собравшиеся в Чевенгуре люди хотят
научиться жить как-то иначе — более разумно, одухотворенно, светло. Но это
оказывается непосильной задачей, которую решить поодиночке невозможно.
Роман Платонова
"Чевенгур" — это печальная сказка о горьком человеческом опыте, в
котором заложены многие и многие смыслы. Утверждается идея родственности,
слитности человечества: человек стремится к человеку, человек понимает
человека, человек помнит о человеке. Наверное, только так и можно выжить
человечеству. А иначе оно потерпит крах, как потерпел его вдохновленный
выдумкой, но так и не осуществленный Чевенгур. Игнорирование экономических,
экологических и общечеловеческих законов и замена их только декларациями и
лозунгами неизбежно приведут к краху.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/