Мне
кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока
“серебряного века”. И сам он как личность резко отличается от современных ему
поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой, очень волевой
человек. Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различных
литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не
любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В
нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в
городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть даже самый красивый город
никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.
Такое
направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали
Брюсова, как он вспоминал, “в принципах материализма и атеизма”. Особо
почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С
детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость
суждений, вера в великое предназначение человека-творца. Такие начала
воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.
Основой
поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство
стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и
искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только
форма. Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта.
Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена,
Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX
века, отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале
он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город “обдуманным чудом”,
любуется “буйством” людских скопищ и “священным сумраком” улиц. Но при всей
своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством,
где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и
т. д.
Стихи
Брюсова перекликались со стихами сверхурбаниста Маяковского. Брюсов пытается
предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него
это получается хуже, чем у Маяковского или, например, у Блока. Протест против
бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе,
оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве.
Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность
бытия. Но следует отметить, что его “природные” стихи значительно уступают его
урбанистической лирике.
С
большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у
Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы,
в особые смысловые циклы — “Еще сказка”, “Баллады”, “Элегии”, “Эрот,
непобедимый в битве”, “Мертвые напевы” и другие. Но мы не найдем в
стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсова
любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, “предельная”, “героическая
страсть”. За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных
сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с
известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе
наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов
относился к атому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:
Прекрасен,
в мощи грозной власти,
Восточный
царь Ассаргадон
И
океан народной страсти,
В
щепы дробящий утлый трон.
В
поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города,
прежде всего, чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии
превращаются в фарс.
Поэт
с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале XX
века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его
творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы
Брюсов заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии
проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника.
Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал
счастливое будущее “нового мира” как торжество “свободы, братства, равенства”:
Поэт
— всегда с людьми, когда шумит гроза,
И
песня с бурей - вечно сестры...
Стихи
Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются
вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века. А вот в
годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего
пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:
Холод,
тело тайно сковывающий,
Холод,
душу очаровывающий...
Все
во мне — лишь смерть и тишина,
Целый
мир — лишь твердь и в ней луна.
Гаснут
в сердце невзлелеянные сны,
Гибнут
цветики осмеянной весны...
Но
и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя
и созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи
Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный
сборниками “В такие дни”, “Миг”, “Дали”. Поэт ищет новые художественные формы
для выражения нового поворота в своем мировоззрении и для воссоздания в
искусстве революционной действительности (“Третья осень”, “К русской
революции”).
Оригинальное
художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные
классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он
переводил Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и
армянских поэтов. В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух
исследователя, который искал рационалистические “ключи тайн” к самым
сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения
новых форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в
русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим
творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений
отечественной поэзии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/