В романе А. С.
Пушкина "Евгений Онегин" представлен еще один тип молодого человека
20-х гг. XIX в. — юный поэт-романтик Владимир Ленский.
В Ленском
Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина,
отвлеченный и совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г.
Белинского, совершенно новое явление. Ленский молод, ему всего восемнадцать
лет. Он талантливый поэт, лирик, убеждения его самые передовые: благородные
мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени
образование (он обучался в уни- верситете в Германии, в Геттингене), Ленский,
как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится
узнать ее. Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая
вера в его романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь.
Когда он в
жизни встречает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и
изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно
горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так, под
впечатлением своих предположений, далеких от действительности, "кипя
враждой нетерпеливой" к своему вчерашнему другу, Ленский становится под
пулю холодного и равнодушного Онегина. Мне жаль этого наивного, пылкого и
безрассудного юношу, ведь это благородный, душевно чистый человек, полный
"вольнолюбивых надежд", жажды труда, знаний. Ленский, к тому же,
талантливый поэт.
Но дальнейшая
его жизнь, останься он в живых, мне неясна. Он мог в равной мере стать
известным писателем или же мало-помалу превратиться в обывателя, ленивого
барина, разочарованного циника. Довольно резкую характеристику Ленскому дает В.
Г. Белинский. "Люди, подобные Ленскому, — пишет критик, — при всех их
неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных
филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими
устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые
идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто,
без претензий, пошлые. Словом, это теперь самые несносные, пустые и пошлые
люди".
Прочитав роман,
невольно думаешь: "Ну почему люди благородные, с высокими требованиями к
жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны?" Они или гибнут, как
Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежды на счастье, как
Онегин и Татьяна. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не
могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают
ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы исправить. Сам поэт
участливо показывает, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои,
сколько среда, сформировавшая их характеры. Это грустное удержание в
ненормальности всего жизненного уклада, невозможности настоящего счастья в
существующем обществе, изображенном в романе, неизбежно приводит читателя к
мысли о необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем. Эту борьбу
вели декабристы, сам Пушкин, а позже — революционеры-демократы. И роман
"Евгений Онегин" помогал и помогает этой издавна ведущейся борьбе
лучших людей за счастье всего человечества.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/