Мое
отношение к героине драмы Островского «Гроза».
Театральный
критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет
своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками». Также как и внастоящей
жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза»
нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает
их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны
поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли
Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой
обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об
авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и
вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл.
Мое отношение к
Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно
замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем
и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее
слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так
любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно
мне, скучно».
Скука – это
один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове
скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства»,
поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, … мы и живем неспеша». Трудно в
таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам
скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко
упрекнуть своего мужа - Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но,
читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и
также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно…
Однако Катерина
пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не
заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман:
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Она честна и чиста, как
дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить!
Но Катерина не
только «забитое существо», она вполне способна принимать решения и имеет свое
мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни
Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии.
И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая,
что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из
фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы –
читатели.
Жалость и
любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно
отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели
покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с
обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над
каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через
которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.
Пьеса «Гроза»
появилась в 1859 г., когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание
благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое
улучшили, - это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется,
но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к
обычной жизни. «Мне не жить»,- говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы
было»,- еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина
любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он - другой, не отсюда, не
калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать,
противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь
подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина
является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/