Сегодня
уже много сказано о М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы
"Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа
"Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии,
поскольку Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел
разобраться в ее трагедии.
"Роман
этот я люблю больше всех моих вещей", — писал автор о "Белой
гвардии". Правда, тогда еще не был написан вершинный роман "Мастер и
Маргарита". Но, конечно, "Белая гвардия" занимает очень важное
место в литературном наследии Булгакова. Почему понравилось мне это
произведение, которое я прочитала на одном дыхании? Самое важное, пожалуй, даже
не в том, что писатель показал революцию глазами белых офицеров.
Ценность
романа М. Булгакова — в тончайшей эмоциональной ауре духовности, которая
разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, "несмотря на
пушки", крахмальная и чистая скатерть, стоят на столе розы, где женщина —
полубогиня, а честь — в верности не только андреевскому знамени, царю, но и
товариществу, долгу перед младшими и слабыми.
И
еще эта книга волнует меня, как и писателя, тем, что она полна воспоминаний о
родном Киеве.
Этот
роман привлекает нас и сегодня именно силой и глубиной мыслей и чувств автора.
Это светлая, поэтичная книга о детстве, отрочестве и юности, лирические сны и
грезы об утраченном счастье. И вместе с тем очевидно, что "Белая
гвардия" — роман исторический, строгое и печальное повествование о великом
переломе революции и трагедии гражданской войны, о крови, ужасе, неразберихе,
нелепых смертях.
Словно
с высоты времени озирает Булгаков эту трагедию, хотя гражданская война только
закончилась. "Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918", —
пишет он. События затянули и захлестнули в свой водоворот обыкновенных людей,
простых смертных. Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле
ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается
на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла заражает и добрых людей.
Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена. Но все они живут,
любят, страдают.
Многие
свидетели революции и гражданской войны говорили о страшной стихии,
захлестнувшей Россию, искалечившей человеческие судьбы. Мир вздыблен и
погруже^н в хаос. Погружен в туман хаоса и Город. Не просто Киев, не просто
город, а некий символ всеобщей разрухи и трагедии, хотя это был именно Киев, родной
город писателя. Город, любовь, дом, война... Роман этот о судьбах русской
интеллигенции в эпоху революции. Булгаков нарисовал глубоко интеллигентный
русский быт, образ жизни. Здесь снисходительны к человеческим слабостям,
внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме
Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за порогом порядочности. Но рядом с
Турбиными живут Тальберги, Лисовичи.
Самые
жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А
Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и
ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами. Идет война идей. Но идеи ли
сражаются? Турбины — монархисты по своим взглядам, однако для них монархия —
это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые
традиционно связывали с именами царей. При всем неприятии идеологии революции
автор понимал главное: она — плод позорнейшего многовекового угнетения,
нравственного и физического, народной массы.
Ведя
повествование, Булгаков словно сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой
объективностью отмечает смелость большевиков и честь белых офицеров. Но
Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая
жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей
ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высокими словами о
городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город
заливают кровью.
Любовь
и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и
Шервинского. Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той
драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман. Человек и человечность
превыше всего. Это утверждает Булгаков своим романом. Турбины сумели сберечь
честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и
наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таковы главный смысл и урок
исторического романа М. А. Булгакова "Белая гвардия", делающие эту
книгу современной и своевременной.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru