Комедия
"Горе от ума" была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела уже
тогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы, но и всей России.
При жизни
автора "Горе от ума" не была опубликовано, зато многократно
переписывалась и, переходя от одного читателя к другому, стало известно как
яркое, неординарное литературное произведение.
Проблемы,
затронутые Грибоедовым в этой комедии, просты и в то же время очень
многогранны, поэтому нельзя рассматривать каждую из них отдельно, оставляя при
этом где-то в стороне остальные, связанные с ней не только логически, но и
духовно. Мне кажется, что проблема мнимого и подлинного безумия Чацкого наиболее
тесно связана с другими проблемами, освещенными в "Горе от ума", так
как в ней перекликаются и трагедия непонимания и неприятия человека обществом,
и острота борьбы человека с самим собой.
Читая пьесу
Грибоедова, я думаю, что А.А.Чацкий раньше был близким другом дома Фамусова, с
детства дружил с Софьей, а позже влюбился в неё. Чацкого, как и многих
представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы
собственными глазами увидеть жизнь людей в иных странах и сравнить российское
общество с западноевропейским. Подчиняясь зову сердца, Чацкий отправился за
границу, где и провел целых три года. Вернувшись в дом, где он вырос, он
надеялся окунуться снова в уют отеческого тепла, предаваясь воспоминаниям о
детстве и прежней симпатии к нему со стороны Софьи: "Согреют, оживят, мне
отдохнуть дадут воспоминания об том, что невозвратно!". Однако Чацкий уже
не тот, что был прежде. Он заметно повзрослел и не может взглянуть теперь на
всех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Уже тогда зародилась
в нем какая-то чуждая всему фамусовскому обществу жизненная искра: "Кто
так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреевич Чацкий!".
Вскоре Чацкий
понимает, что лишь воспоминание о "дыме отечества" ему приятно, что в
действительности всё есть и будет в фамусовском обществе неизменным и что
атмосфера, царящая в нем, начинает нестерпимо его угнетать. Сопротивляясь изо
всех сил всему безжизненному и рутинному, Чацкий навлекает на себя лишь гнев и
негодование общества, которому гораздо легче признать его сумасшедшим, чем
принять свою духовную несостоятельность и незащищенность в тяжелой борьбе
нравственных идеалов и морали двух поколений. Так рождается слух о сумасшествии
Чацкого в глазах представителей фамусовского общества. Ведь каждый из них
понимает, что Чацкий вовсе не лишен здравого рассудка, однако его непохожесть
на них, его живой, критический склад ума, дает "право" думать о нем,
как о сумасшедшем.
Чацкий любит
людей и очень болезненно воспринимает их проблемы, тогда как всеми это воспринимается
как амбиции и гонор. В действительности же подобная желчь Чацкого, негодование
вызваны исключительно его неравнодушием, подлинной симпатией ко многим из
фамусовского общества. Чацкий говорит: "Послушайте, ужели слова мои все
колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не в
ладу". Чацкий разочарован и разочаровывается с каждым шагом
"приближения" к обществу все больше и больше. Не значит ли это, что
он верит в это самое общество, которое отвергло его? Ведь если человек чувствует
боль разочарования, значит, он верит во что-то, чего-то ждет и на что-то
надеется.
Наверное,
истинное безумие Чацкого состоит в том, что он, понимая то, что фамусовское
общество есть и будет неизменно и что он всегда будет отвергнут им, всё ещё продолжает
бороться, стремиться объяснить всем и каждому, что есть на свете и другие
идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить. Чацкий ищет
решение всех проблем одновременно и не находит ни малейшей возможности что-либо
изменить или исправить. Он осознает несбыточность своих мечтаний и надежд, но
продолжает, как истинный революционер морали и принципов, бороться за их
осуществление, превращаясь все более и более в безумца в глазах представителей
фамусовского общества. Итак, истинное и мнимое безумие Чацкого переплетаются. С
одной стороны он ищет понимания в представителях фамусовского общества, а с
другой стороны он прекрасно осознает, что это невозможно. Чацкий обижен на
фамусовское общество, но сам он не понимает, что и оно обижено на него. Можно
предположить, что бескомпромиссность Чацкого не позволяет ему найти тот
"контакт" с Софьей, Фамусовым и другими, в котором он заинтересован.
Это создает ему целую гамму переживаний, однако иного пути к поиску понимания
он не видит, возможно, в этом также состоит его истинное безумие.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/