Мир обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Мир обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Мир
обывателя в сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Отрицание
смехом – осмеяние – один из самых древних, исконных способов выражения
неприятия действительности: ее темных уродливых, страшных сторон. Объект сатиры
– порок и уродство, подлежащие отрицанию, ниспровержению, «бичеванию».
О муза
пламенной сатиры! – восклицал Пушкин.
Приди на мой
призывный клич, Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!...
О, сколько лиц
бесстыдно-бледных, О, сколько лбов широко-медных Готовы от меня принять
Неизгладимую печать! В своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин ставит
«печати» позора на людские пороки, затрагивает множество социальных,
политических, идеологических и моральных проблем.
В словаре С.И.
Ожегова мы найдем такое толкование слова «обыватель»: человек, лишенный
общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.
Значительная
группа щедринских сказок посвящена изображению мира обывателя. В основном это сказки,
разоблачающие поведение и психологию «пестрых людей» разночинной массы,
разоблачению буржуазной обывательской интеллигенции, запуганной
правительственными преследованиями и поддавшейся в период политической реакции
1880-х годов настроениям постыдной паники.
Изображением
жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пескарь»,
пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик выставил на публичный
позор интеллигента-обывателя, выказал презрение к тем, кто ради самосохранения
уходил от активной общественной борьбы узкий мир личных, шкурных интересов.
Просвещенный
«умеренно-либеральный» пескарь решил своею мудростью козни врагов победить. От
них он укрылся в нору, лежит и «все-то думает: «Кажется, что я жив?. Ах, что
завтра будет?». Он не заводил ни семьи, ни друзей, сам не знал никаких радостей
и никого не утешал. «О жил и дрожал, только и всего». В постоянном страхе за
свое бесполезное существование прожил он долгие годы, никому не нужным и начал,
дрожа, помирать. «Жил-дрожал и умирал-дрожал».
«Нет, это не
граждане, - говорит сатирик о людях, покорившихся инстинкту самосохранения, - а
по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них не тепло, ни холодно, никому
ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия…, живут, даром место занимают да
корм едят».
Обличением
трусости с «Премудрым пескарем» сближается одновременно с ним написанный
«Самоотверженный заяц». Эти сказки не повторяют, а дополняют друг друга в
изобличении рабской психологии, освещая разные ее стороны.
Сказка о
самоотверженном зайце – яркий образец сокрушительной щедринской иронии,
обличающей, с одной стороны, волчьи повадки поработителей, а с другой – слепую
покорность их жертв. Начинается сказка с того, что бежал заяц неподалеку от
волчьего логова, а волк увидел его и кричит: «Заинька! Остановись, миленький!».
А заяц только пуще ходу прибавил. Разозлился волк, поймал трусишку да и
говорит: «Приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания. А так
как теперь и я сыт, и волчиха моя сыта… то сиди ты вот под этим кустом и жди
очереди. А может быть…ха-ха… я тебя помилую!» Что же зайчик? Хотел было
убежать, но как только он посмотрел на волчье логово – так и «заколотилось
заячье сердце». Во всем этом проявилась трусость зайца, парализующая его
активность в борьбе за жизнь. И все же не трусость является главной чертой его
психологии. Главная мотивировка поведения зайца заключена в его словах: «Не
могу, волк не велел!». Заяц привык повиноваться, он раб покорности.
Отпущенный
волком на побывку к невесте, заяц торопился вернуться к указанному сроку. Он
«слово, вишь, дал, а заяц своему слову – господин». Как видим, заяц благороден.
И это напрасное благородство по отношению к волку имеет источником рабскую
покорность. Более того, он осознает, что волк может съест, но в то же время
питает иллюзию, что «может быть, волк меня…ха-ха…и помилует!». Эта
разновидность рабской психологии пересиливает инстинкт самосохранения и
возводится в степень благородства и добродетели. Заглавие сказки с удивительной
точностью очерчивает ее смысл. Слово заяц всегда в переносном смысле служит
синонимом трусости. А слово самоотверженный в сочетании с этим синонимом дает
неожиданный эффект. Самоотверженная трусость! В этом противоречивость
психологии подневольной личности. Волк похвалил самоотверженного зайца,
оставшегося верным своему слову, и вынес ему издевательскую резолюцию: «…
сидите, до поры до времени…, а впоследствии я вас…ха-ха…помилую!» В сказке
«Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин определяет свое отношение к честным наивным
мечтателям, представителем которых является заглавный герой знаменитой сказки
«Карась-идеалист». Политическая подоплека этого произведения – непримиримость к
трусливым, продажным либералам, лицемерно маскировавшим свои жалкие
общественные претензии громкими словами. Карась-идеалист спорил с ершом: «- Не
верю, чтобы борьба и свара были нормальным законом, под влиянием которого будто
бы суждено развиваться всему живущему на земле. Верб в бескровное преуспеяние,
верю в гармонию и глубоко убежден, что счастье – не праздная фантазия мечтательных
умов…» Он не признавал даже существования щук, думал, что их придумали детей
пугать. А если и есть щуки, то «и они к глоссу правды не глухи». Наивная вера
карася в возможность достижения гармонии путем перевоспитания хищников погубила
карася: он был проглочен щукой. Эта сцена вызывает лишь ироническую усмешку. На
вопрос карася о добродетели хищница разинула рот от удивления. «Машинально
потянула она воду и, вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».
Ироническим
указанием на машинальность действий щуки автор подсказывал читателю мысль о
тщетности всяких апелляций к совести хищников.
А теперь
давайте зададим себе откровенный вопрос: «Разве не жив мир обывателей в
современном обществе?» Разве нет трусости, корысти, рабской психологии, праздной
мечтательности? Да, эти явления живы, более того, живучи, спокойно
перекочевывают из века в век, соседствуют с нами до сих пор. И, обличая мир
обывателя, Салтыков-Щедрин при помощи своих сказок ведет своеобразных диалог с
читателями, он спрашивает нас, живущих в 21 веке: «Когда же мы вырвемся из
этого душного обывательского мирка?»
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/