Салтыков-Щедрин жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют отношение к
современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям. Казалось бы,
чем его не устраивают тихое существование некоторых особей. Но его желание
добра родине настолько остро, что он хочет вытравить из человека все то
приниженное и рабское что делает человека обывателем независимо от того поста,
который он занимает.
Но как сказать об этом людям, не
обидев их. И он обращается к жанру сказок. Так появляется на свет сказка “Премудрый пискарь”.
Медленно разворачиваются события
на речном дне, “жил-был пискарь”. И родители у него были хорошие, сумели
уберечь его от всяких напастей. Но как-то уж впрямую понял их напутствие “гляди
в оба”. Он не пошел дальше продолжать их пескариный род, а скрылся от жизни в
мутной, речной воде.
Можно подумать, что
Салтыков-Щедрин провел ни одну неделю в акваланге (если бы он тогда
существовал) присматривая за пескарем. Фантазия его безгранична. Вот как он
описывает гнездо пескаря: (Цитата, в которой говорится, как пескарь долбил
норку).
Но конечно Щедрин описывает и
трудности пескариной жизни: ему, как и всем угрожают всякие напасти. В страх
бросает, когда читаешь, как рак возник у жилища пескаря: (Цитата - встреча с
раком).
Тут мы впервые слышим слова,
которые будут повторяться не один раз: “все дрожал, все дрожал”.
И не приходит в голову пескарю,
что можно защитить свое жилище: испугать рака, забросать его илом, соседей
позвать на помощь.
Но если кто-то подумает, что
Щедрин высмеивает только мелких обывателей – пескарей, то это не так, вспомним
Органчика, градоначальника города Глупова из “Истории одного города”. В его
голове только две команды: “разорю” и “не потерплю”.
Он не дает себе труда
позаботиться о своих подданных. Ему не приходит в голову, что надо работать, не
покладая рук ради своего города. Он только ведет свой город к разорению и
уничтожению. Он не развивается как личность, а деградирует.
Но вернемся к пескарю. Он уже
достиг середины жизни, и мы вправе ждать от него каких-то свершений, поступков,
какой-то оценки своего жизненного пути. И что же мы видим: большого, глупого
пескаря, который нисколько не набрался не ума, не опыта. И радости от жизни у него
нет:
(Цитата - о том, как он не
играет в карты и т.д.).
Тут Щедрин выступает не как
фантаст, а как сатирик, потому что здесь каждый понимает, что речь идет о
человеческом обществе, а если точнее то о русском обществе IX века, о его либеральной прослойке.
И все, потому что он - пескарь
боялся риска, боялся жизни, а, как известно кто не рискует, тот не пьет
шампанское.
Щедринская ярость с каждой
строкой набирает силу, ему уже недостаточно обозначить пороки общества. Он
переходит в прямую атаку не оставляя не каких сомнений в своих намерениях. Так
он пишет о последних днях пескаря. Переходя от иносказания к грубому обличению:
(Цитата о том, как пескарь сидит
в норке и рассуждает о своей жизни).
А ведь наверно для чего-то
появился пескарь на свет, хотя бы для того, что бы род продолжить, как завещали
ему родители. “ Ведь было и у него предназначение высокое”- как с тоской писал
о Плюшкине Гоголь.
Но нет, не использовал пескарь
свой шанс в жизни. Этим сатирические сказки Щедрина и замечательны, что они
заставляют задуматься о своем предназначении, о том, что жизнь строится не
только силою судьбы, но и силами человека. И как же сильно надо было любить
свой народ, чтоб не побоятся показать как в зеркале его недостатки. Потомучто
только зная их влицо - можно их побороть.
Поэтому Салтыкова-Щедрина можно
поистине считать нашим современником потомучто обыватель живет в каждом из нас.
И в нынешнем веке можно прожить
жизнь безо всякого смысла, как сделал это пескарь. Но как вспоминаешь эту
сказку, так сразу не хочется быть этим пескарем и сделать что-нибудь хорошее в
жизни.
И только прочитав до конца эту
великую сказку, понимаешь иронию, заложенную в названии “Премудрый пискарь”.
Никакой он не премудрый, а жалкое, неинтересное существо. Одно слово –
обыватель.