Мир и личность в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Мир и личность в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Мир и личность в пьесе А.Н. Островского
"Гроза"
Кризис
патриархального мира и патриархального сознания находится в центре авторского
внимания в пьесе А.Н Островского (1823-1886) "Гроза". Но в этой драме
Островский придает проблеме совершенно иное звучание, чем в предшествующих
своих произведениях, рассматривает ее под принципиально новым углом. Прежде
всего, "Грозу" исключительно интересно и важно проанализировать с
точки зрения авторского метода. Она написана на стыке методов классицизма и
реализма: реалистическая задача социально-психологического анализа
современности решается во многом в рамках классицизма. "Гроза" -
классическая трагедия, - комментируют П. Вайль и А. Генис. - Ее персонажи предстают
с самого начала законченными типами - носителями того или иного характера - и
уже не меняются до конца. Классицистичность пьесы подчеркивается не только
традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего
системой образов-типов".
Классицистическая
"окаменелость" персонажей глубоко соответствует всей системе
патриархального мира. Эта его неспособность к изменениям, его яростное
сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих в круг
патриархального мира, формирует души, не способные существовать вне его
замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет - в другой они
жить просто не сумеют, герои пьесы принадлежат патриархальному миру, и их
кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость - скрытая пружина
всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по большей части
"марионеточные" движения, постоянно подчеркивать свою
несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти
повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр
повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные
проблемы. Доминанта этого малого мирка - старшая в семье, Марфа Игнатьевна
Кабанова. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства - дочь,
сын, невестка и другие обитатели дома: Глаша и Феклуша. Ту же "расстановку
сил" будто повторяет жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе
купцы его уровня), на периферии - лица все менее и менее значительные, не
имеющие денег и общественного положения.
От
мира Калинов отгородился столь прочно, что вот уж больше века не проникает в
город ни одно веяние живой жизни. Посмотрите на калиновского "прогрессиста
и просветителя" Кулигина! Этот механик-самоучка, чьи любовь к науке и
страсть к общественному благу ставят его на грань юродства в глазах окружающих,
все пытается изобрести "перпету-мобиль": он, бедняжка, и не слыхал,
что в большом мире давным-давно доказана принципиальная невозможность вечного
двигателя... Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Державина, и даже
сам пишет стихи в их духе... И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина, ни
Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живое ископаемое -
Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи об общеизвестном,
о давно открытом кажутся калиновцам безумными новшествами, дерзостным
потрясением основ:
"Дикой.
Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори!
Кулигин.
Электричество.
Дикой
(топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник!
Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами
да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?
Татарин ты? А? Говори! Татарин?
Ни
громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому
попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами?
Там бушует океан, там разверзаются бездны - словом, "Сатана там правит
бал". В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и
независимое существование двух миров: патриархального, замкнутого на себе и
неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их
принципиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной к
обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его
"всей стремительно несущейся жизни", патриархальный мир вообще отказывается
эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное
пространство, в котором - единственном - может быть оправдана его угрюмая,
враждебная всему чужому замкнутость. Вокруг Калинова творится невообразимое:
там с неба падают целые страны, населенные кровожадными народами: например,
Литва "на нас с неба упала... и где был какой бой с ней, там для памяти
курганы насыпаны". Там живут люди "с песьими головами"; там
вершат свой неправедный суд салтан Махнут персидский и салтан Махнут турецкий;
там запрягают огненного змия и люди носятся, "как в тумане". Послушав
рассказы Феклуши обо всех этих чудесах, обитатели Калинова чувствуют, что уют и
безопасность дает им лишь их родной город, что, шагнув за околицу, они окажутся
прямиком в аду.
Роль
Феклуши, странницы благочестивой, вообще огромна. Она не просто приносит в
Калинов "сведения" о большом мире, она все свои рассказы выстраивает
так, что они целиком ложатся в концепцию патриархального сознания, где центр
мирозданья - благочестивый город Калинов: "В обетованной земле живете! И
купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!"
Калинов - прибежище праведников... А это - один из важнейших, центральный
постулат мироощущения калиновцев. Ведь о чем пьеса? Главная ее тема - тема
суда: Калинов судит Катерину, судит с позиций своей неколебимой и неизбывной
праведности. Помните салтанов Махнутов? "И не могут они, милая, ни одного
дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у
них, милая, неправедный... И все судьи у них, в ихних странах, тоже все
неправедные..." Лишь классицизм, с его гиперболизированной статичностью
образов-типов, статичностью всей художественной пространственно-временной
системы мог отразить этот застывший патриархальный мир; мог, отсеяв все второстепенные
детали, выхватить из тьмы вековечную его суть.
Праведность
и правота патриархального мира базируются не на логике, не на анализе, не на
стремлении понять подсудимого и суть его деяния. Эта праведность есть
имманентное свойство патриархального мира в глазах его обитателей: "такой
уж им предел положен". Как салтан Махнут ни рассудит - все неправедно, а
как ни рассудят калиновцы - все праведно. На том, как говорится, стоим.
Каковы
же законы и законодатели "темного царства"? Итак, пространство Калинова
отгорожено от внешнего мира. Оно и внутри себя стремиться к предельному сжатию,
как в прямом смысле (Волга, ворота, забор - граница для городского обывателя),
так и в переносном. Законодателями, ограничивающими жителей, являются Дикой и
Кабаниха. По первому впечатлению фамилия Дикой вроде бы ассоциируется с некой
активной стихией - слепой, дикий, беззаконный. Однако, за внешней активностью
Дикого скрывается тупая неподвижность. Самодурная ("дикая") воля к
власти внутри себя, своей сущностью и причиной имеет застывший тяжелый
("дикий") страх перед любыми переменами. Рядом с Диким - купчиха
Кабанова. Их "говорящие" фамилии в равной мере пугают обывателей
Калинова. Дикой ведет открытые военные действия против своих домашних и
работников, Кабаниха - скрытые. Цель "войны Дикого" - беззаконное
упоение властью, Кабанихи - законное, а это более сложный вариант.
И
Дикой, и Кабаниха принадлежат к старшему поколению, защищают с патриархальные
порядки и предрассудки. Они уже чувствуют, что их время уходит, и изо всех сил
стараются удержать свою власть. Дикой в этом отношении примитивен: он самый
богатый человек в городе и поэтому считает себя непререкаемым авторитетом. Его
власть строится исключительно на том, что практически все материально зависят
от него и поэтому не могут ему противостоять. Для него нет никаких нравственных
и моральных законов, единственный источник его поступков - его самодурство. При
этом Дикой - крайне ограниченный, недалекий, грубый человек. Он не признает ни
науку, ни технику, его не волнуют никакие изобретения и новшества. Он тиранит
своих домочадцев, потому что им некуда от него деться. Его племянник Борис,
который по завещанию бабушки может получить наследство, только если будет
"почтителен с дядюшкой", находится в безвыходном положении. Он не
может угодить Дикому в его деспотических требованиях, а даже если бы мог, никто
не помешал бы Дикому сказать, что тот не выполнил условий завещания, и не
отдать наследство. Однако и на Дикого существует управа. При всей своей
грозности и кажущейся всевластии он труслив и мелок. Он мучает только тех, кто
боится его или находится в зависимости от него, но, как только он встречает
сильный и решительный отпор, его деспотизм превращается в жалкую боязливость.
Пример этому - его приказчик Кудряш, который чуть ли не единственный в городе
справляется с деспотией своего хозяина: "…Он - слово, а я - десять;
плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану".
Если
Дикой иногда даже смешон в своем нежелании расставаться с деньгами, которые
являются единственной опорой его власти, то Кабаниха гораздо страшнее его. Она
также очень богата, судя по тому, что Дикой относится к ней с явным уважением,
и дела ее выходят за рамки Калинова (Тихон ездит по ее поручениям), но власть
ее основывается на другом. Ее главная забота заключается в пресечении любой
возможности непокорности. Она не кричит и не бранится, внешне абсолютно
спокойна. И так же спокойно она постоянно донимает домочадцев своими
поучениями. При этом самодурство и эгоизм она прикрывает религиозностью, так
как видит в этом способ запугать, подчинить своей воле. Она хитрее и умнее
Дикого. Ханжа, она постоянно употребляет церковнославянские обороты: "Ох,
грех тяжкий! Вот долго ли согрешить", постоянно поминает свою
"родительскую заботу": "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои
слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит",
ловко прибедняется: "Мать стара, глупа, ну а вы, молодые люди умные, не
должны с нас, дураков, и взыскивать" и т.д. И потому Кабаниха страшнее "воина"
Дикого.
Почему
драма А.Н. Островского названа "Гроза"? Чтобы раскрыть смысл названия
"Грозы", символическое значение этого образа, следует вспомнить
фрагменты текста, ремарки, в которых упоминается гроза, и восприятие ее
жителями Калинова. В.Я. Лакшин говорит о многоликости грозы в пьесе:
"Гроза в пьесе многолика, это не только образ душевного переворота, но и
страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда".
"Недели
две надо мной никакой грозы не будет", - радуется, уезжая в Москву, Тихон.
Рассказни Феклуши, осуждающей все иноземное и восхваляющей родную темь своими
упоминаниями о "Махнут - салтане" (турецкий султан Махалельд II,
который взял священный Константинополь; русскими церковниками это было
расценено как наказание за осквернение веры в 1439 году, когда была подписана
уния, подчиняющая Восточную православную церковь Западной (католической)) и
"судьях неправедных", приоткрывает еще один литературный источник
образа грозы в пьесе. Это "Сказание о Магомете-салтане" Ивана Пересветова.
Образ грозы как страха - сквозной в сочинении этого старинного писателя,
желающего поддержать и наставить своего государя Ивана Грозного. Турецкий
Махмет - салтан, по рассказу Пересветова, навел в своем царстве порядок с
помощью "великой грозы". "Судей неправедных" он велел
ободрать, а на коже их написать, что без такой грозы правды в царстве нельзя
ввести: "как конь под царем без узды, так царство без грозы".
Конечно,
это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью
природного явления: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой,
разражается громом и молнией, освежающим дождем. И со всем этим в ладу -
состояние подавленности, минут ужаса принародного раскаяния, а затем
трагического освобождения, облегчения в душе Катерины. Кроме того, в устах
Кулигина звучит песня "Среди долины ровныя…" - эпиграф, поэтическое
зерно "Грозы". В песне, которая у зрителя буквально на слуху, уже
предвосхищается судьба героини: "Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза
взойдет?"
Давайте
теперь подумаем, почему подсудимой оказалась именно Катерина. Кто она? Уездная
мещаночка, ничем не примечательная. И судьба ее самая обыкновенная: безоблачное
детство в родимом доме, солнечная юность, наполненная вышиванием, молитвами,
прогулками посаду да рассказами странниц о заморских землях (все о тех же
Махнутах да о людях с песьими головами!). Замужество - когда пора пришла.
Причем нигде нет указания, что шла она за Тихона против воли, по принуждению -
не было у нее не только воли или неволи своей, не было у Катерины, как у всех
обитателей патриархального мира, потребности в своей воле. Было спокойное
подчинение общепринятому распорядку. А то, что шла она за Тихона "без
любви", не смущало никого, и саму Катерину не смущало, ибо в
патриархальном сознании понятия брака и любви практически не соприкасались,
едва ли не исключали друг друга: брак заключается как основа продолжения жизни,
любовь же, как любая стихия,- нечто беззаконное, постыдное. Вспомните, как
Катерина, прощаясь с Тихоном, бросается ему на шею и получает гневную,
возмущенную отповедь свекрови: "Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не
с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги
кланяйся!"
Отвлечемся
на минуту от " Грозы ". Вспомним, как Татьяна Ларина расспрашивает
няню: "Была ты, няня, влюблена?"
Почему
няня отвечает так странно:
"И,
полно, Таня! В эти лета
Мы
не слыхали про любовь;
А
то бы согнала со света
Меня
покойница свекровь."?
Да
потому, что в слово "любовь" собеседницы вкладывают совершенно
различный смысл. Для романтической Татьяны, аристократической барышни, читающей
французские романы, любовь - возвышенное чувство девушки и юноши, в идеале
предшествующее счастливому браку. Для старой крепостной крестьянки любовь -
запретное, беззаконное чувство женщины не к мужу, а к чужому мужчине. Именно
так понимает любовь и Катерина: "...ведь мне не замолить этого греха, не
замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем". До этой
неожиданной любви Катерина ничем не отличалась от окружающих. Даже тоскливое ее
существование в доме свекрови не выходит за рамки общепринятого: сын должен
бояться родителей, а жена - и мужа, и его родителей. Страх и почитание - ни о
какой любви и речи нет. И вот живое чувство, никаким законам не подчиняющееся,
пробуждает в Катерине личность. Личность, невозможную в патриархальном мире,
несовместимую с ним. И тогда Катерина понимает, что с этим миром ее больше
ничего не связывает, что ей ответ держать не перед мужем и свекровью, не перед
благочестивыми калиновцами, а перед Богом: "Коли я для тебя греха не
побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Не само по себе тайное свидание
замужней женщины с любовником потрясает основы патриархального мира, а отказ
Катерины предстать перед "людским судом", отказ ее жить по
калиновским меркам и законам.
Калинов
всегда готов судить очередную жертву. Но, зная силу проклятья этого суда, никто
не решается открыто, по своей воле, предстать пред ним, нарушить его законы.
Очень интересна в этом отношении финальная реплика Кулигина в его споре с Диким
о громоотводе: "Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня
миллион, тогда я поговорю". Этот миллион даст Кулигину на судилище
"право голоса", будет самым веским аргументом в его пользу. А пока
миллиона нет, умница Кулигин "покоряется". Покоряются, ведя свою
тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый
уже в замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может.
Выродившаяся в патриархальном сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее
ощущение вины и греха прежде всего личностно; она верует и кается с пылом
первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности. И это
личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого
круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление
куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующего стихи Кулигина.
Потому Калинов и организовался в судилище над Катериной.
В
блестящем этюде "А судьи кто?" В. Турбин тонко исследует тему суда в
"Грозе": "Никого не хочет судить Кулигин. С усмешечкой
уклоняется от роли судьи простушка Варвара: "Что мне тебя судить? У меня
свои грехи есть". Но не им противостоять охватившему Калинов массовому
психозу. А психоз разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница Феклуша
и барыня с лакеями". Феклушины повествования о Махнутах и людях с песьими
головами представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: "И
глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и реальный. И
опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз их
причудливые фигуры - только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы,
яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот суд
затаился в ожидании жертвы. И жертва является: в раскатах грома, в сверкании молнии
раздается естественное, честное слово взалкавшей очищения грешницы. А что было
дальше, слишком известно. Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского
Катерину, может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет". Гонимая
в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельного
суда, грешница уходит из жизни: "В омут лучше... Да скорей, скорей!"
Но
проблема суда в "Грозе" не однопланова. На уровне социальном город,
патриархальный мир судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит
саму себя. В упомянутой статье Турбин исследует тему суда в трех русских
пьесах, сопоставляя "Недоросль", "Горе от ума" и
"Грозу": общество судит героя, и герой судит общество. Однако "
Гроза", великолепно вписываясь в этот ряд, по своей философско-психологической
проблематике ближе к иным произведениям русской классики: к "Евгению
Онегину", к "Герою нашего времени", к романам Достоевского.
Общество судит и гонит от себя чужака. Герой выносит свой приговор чуждому
обществу - и оставляет его. И вот герой остается наедине с собственной
совестью. Теперь уже не патриархальное сознание Катерины судит ее грех, но сама
она, ее личность стремится осознать, что произошло. И Катерина свою любовь
судить отказывается. Единственным грехом, с тяжестью которого она не может
совладать, оказалась ложь: жить во лжи для Катерины так же невозможно, как
отказаться от Бориса. Ведь и отказ от любви - та же ложь, ложь самой себе,
ложь, к которой принуждают догматы патриархального мира. От этой лжи спасаясь,
кидается Катерина в омут.
Патриархальный
мир в ''Грозе" силен и беспощаден. Но он уже на грани распада, и это особо
остро ощущает Островский. Середина XIX века - время, когда все общество пришло
в движение; это преддверие серьезных социальных перемен и катаклизмов. Активное
формирование нового сознания и новых форм общественной жизни вытесняет все
старые, не способные к изменению формы. Подумайте, ведь и в "Вишневом
саде" Чехова звучит та же тема: новая действительность рушит милый,
элегантный, интеллигентный, но замкнутый на себя, статичный мир
"дворянских гнезд". И дело не в том, что новое время лучше старого,
что Лопахин или Трофимов способны принести добро, изменить мир к лучшему.
Просто безвозвратно ушло время прозрачной и элегической усадебной жизни. И
хрупкие эти мирки распадаются, и на рубеже эпох еще никто не может предсказать,
какие новые миры возникнут на руинах. Обитатели "Вишневого сада"
бесконечно милы Чехову. Калиновцы Островскому страшны, и мир их ему
отвратителен. Но сути дела это не меняет: не по воле авторов рушатся миры, но
вследствие изменений реальной жизни.
Патриархальный
мир осужден временем, он несовместим с новой реальностью. И "столпы"
этого мира остро ощущают близкий конец: ''Последние времена, матушка Марфа
Игнатьевна, последние, по всем приметам последние", - причитает Феклуша.
"Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уже и не
знаю", - вторит Кабаниха. Предчувствие краха, надвигающегося конца света
пронизывает мироощущение калиновцев. Посмотрите, счастлив ли кто-нибудь в этом
мире? По блаженным старым временам тоскует Марфа Игнатьевна, глядя на отношения
сына и невестки, слушая речи Кулигина. Вот мечется в тоске Дикой...
Патриархальный мир обречен изнутри, ибо канули в небытие реальные цели и
ценности, составлявшие его основу. Требование беспрекословного подчинения главе
семьи как опытнейшему и мудрейшему, отвечающему перед Богом и людьми за счастье
своего дома, переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение
бесконечной вседозволенности, томящее душу своей бессмыслицей. Вера выродилась
в пустой обряд, воспитание детей - в их оболванивание... Патриархальный мир уже
не жизнеспособен.
Драма
- один из трех основных родов художественной литературы, представляющий собой
произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для
исполнения на сцене. Трагедия - драматическое произведение, изображающее
напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и
обычно оканчивающееся гибелью героя. Но гибель героя не есть его поражение,
напротив, это как бы привилегия, а катастрофическая развязка - следствие
непреодолимости конфликта. "Гроза" не трагедия, а именно драма,
потому что вся пьеса пронизана иронией, потому что многие черты патриархального
сознания зрителю середины XIX века прежде всего смешны: смешны рассуждения
Феклуши, смешон страх перед громоотводами, смешно самодурство и бахвальство
Дикого, смешна покорность Тихона. Но это драма с трагическим конфликтом, и
Катерина - трагическая героиня. Весь пафос ее образа - в протесте против
калиновского мира, более она ничем не интересна читателю. Личность Катерины
важна как факт, но сам по себе этот образ довольно условный, и не будь ее
трагической любви - не о чем было бы писать пьесу.
В
душе героини происходит борьба между долгом и страстью. Ее сильная и
самозабвенная любовь к Борису - чувство высочайшего эмоционального накала, что
ставит ее выше всех прочих героев пьесы. Судьба сводит друг с другом людей,
несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва
ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков.
Ему сейчас весело - и этого достаточно. Душевная культура
"просвещенного" Бориса совершенно лишена нравственного
"приданого". У него даже не хватает терпения выслушать последние
признания Катерины: " Не застали б нас здесь!" или "Время мне,
Катя!". Н.А. Добролюбов увидел в характере Катерины "новую фазу нашей
народной жизни". Но, идеализируя героиню в духе популярных тогда идей
женской эмансипации и свободной любви, он обеднил нравственную глубину характера
Катерины. Колебания героини, борения совести он счел "невежеством бедной
женщины, не получившей теоретического образования". Долг, верность,
совестливость были объявлены "предрассудками", " условными
наставлениями старой морали". Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь
Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.
Причины
всенародного покаяния героини Добролюбов счел "суеверием",
"религиозными предрассудками". Но подлинный источник покаяния в
другом: в ее чуткой совестливости. "Мне умереть не страшно, а как я
подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого
разговору-то, вот что страшно". "В ком есть страх, в том есть
Бог", - вторит ей народная мудрость. "Страх" искони понимался
русским народом по-толстовски, как обостренное нравственное самосознание, как
"царство Божие внутри нас". Совершающееся в ее душе подобно тому, что
творится в грозовых небесах. Пройдя через "грозовые" испытания,
героиня нравственно очищается, покидает этот мир с сознанием своей правоты.
Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью,
отличали святого: она и мертвая, как живая.
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.: "Марк",
1994.
Лакшин
В.А. Островский. - М., 1976
Грачева
И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб.:
"Велень", 1993.
Русская
литература XIX века. 10 кл. Практикум: Учебное пособие / Под ред. Ю.И.
Лыссого.- М.: Просвещение, 1997
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru