Методика факультатива «Современные тенденции развития русской литературы»
Методика факультатива «Современные тенденции развития русской литературы»
ВВЕДЕНИЕ.
С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности.
Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема «Современные тенденции в развитии русской литературы» направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.
Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре.
Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.
Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема: Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?
Данное исследование имеет целью: Разработать факультативный курс «Современные тенденции в развитии русской литературы» и методические рекомендации к нему.
Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.
Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах.
Предметом: разработка факультатива по заданной теме.
Мы выдвигаем гипотезу: цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-
ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.
Задачи исследования:
1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе.
2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.
3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.
4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса «Современные тенденции в развитии русской литературе».
5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор).
Для решения данных задач были использованы следующие методы:
1)Изучение методической литературы.
2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.
3)Апробация одного из уроков в 11-м классе средней школы N8 г.Березники.
ГЛАВА I. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
1.Задачи и специфика факультативов.
Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.
Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.
Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.
Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников». [ ;111]
Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.
Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.
Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда:
участники их, как правило, «Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.» [ ;323]
В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325]
1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.
2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.
3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
5. Умение правильно читать художественный текст.
6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.
7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.
8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.
На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы.
Далее, приступая к очередной теме, учитель на вводном занятии рассматривает вместе с учащимися, учитывая их предложения, план занятий, распределяет и объясняет задание.
Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.
2.Виды заданий на факультативных занятиях.
Дадим краткую характеристику типичных заданий ( ;8-9)
Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);
Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя);
Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления, переростает в сообщение о творческой истории произведения);
Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в одном из возможных аспектов с расширением объема работы, выполняемой учениками, с привлечением черновых вариантов текста, в конце занятий – анализ произведения, целиком подготовленный учащимися);
Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов – Державина и Жуковского, Жуковского и Пушкина, Марлинского и Пушкина, Нарежного и Гоголя и др.);
Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники: диапроэктора, магнитофона и др. (с постепенным включением их в другие виды работы – заочные экскурсии, монтажи, отчетные концерты и т.п.
К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факультатива новые.
Заочные экскурсии( первая в «пушкинский Петербург» – проводится при изучении «Медного всадника» А.С.Пушкина, далее следуют экскурсии в Болдино, в Михайловское, Миргород, в «гоголевский Петербург»);
Сообщения и доклады( начало работы – небольшие сообщения о творческой истории произведения, а также аналитические доклады по конкретным вопросам);
Работа над публицистической и критической статьей( ее начало – чтение различных критических статей, их обсуждение);
3.Факультатив в старших классах.
Факультативная форма обучения очень важна и необходима, т.к. воспитание читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлена лишь на уроках, в классе.
Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией. Радио, телевидение, кино, театр с большой силой воздействуют на читательские интересы школьников, часто определяют круг и характер внеклассного чтения учащихся. Редкие уроки внеклассного чтения не в состоянии охватить все интепесующие и необходимые ученикам вопросы, связанные с восприятием искусства. В значительной мере этому расширению горизонта знаний в области искусства способны помочь факультативные занятия в старших классах. Их содержание, настроение, методическое воплощение требует требую сложного внимания учителей-словесников. Современная практика ведения школьных факультативов в старших классах «обнаруживает тенденцию к превращению внеклассных школьных занятий в своего рода вузовский спецкурс или спецсеминар по узкой научной проблеме»( ;123) Сужение тем факультатива вряд ли целесообразно даже тогда, когда ученики получают на занятиях отдельные навыки исследовательской работы. В школе мы не готовим литературоведов. Постановка такой задачи была бы утопичной, нереальной. Факультативы, по нашему убеждению, должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразие впечатления от искусства, получаемые по разным каналам.
В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью.При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, их интересующих.
4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.
Все действующие факультативные курсы по литературе имеют прямую связь с основным школьным курсом старших классов: русская литература первой половины ХIХ в. ( 9 класс), второй половины ХIХ в. (10 класс), литература народов СССР советского периода (11 класс), курсы зарубежной литературы (9-11 классы).
[ ;230]. Факультативные курсы развивают и дополняют содержание и ведущие идеи основного курса литературы и образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего литературного образования.
До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия «не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательными задачами, иметь как можно меньше общего с уроком литературы»[ ;120]. Во многих, часто априорных, суждениях о факультативных занятиях по литературе нередко проявляется стремление концентрировать внимание только на отличиях факультативных занятий от урока литературы.
Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы на факультативных занятиях в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы – общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего единства факультативных занятий с уроком литературы.
Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях.
Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе.
Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учениками литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.
В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.
Можно сказать, что учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды внеклассной литературной работы. Говоря об учебном процессе, мы подозреваем под ним «систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения: учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все виды(формы) обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся»[ ;99].
Мы считаем возможным отнести к основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников.
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учеников и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.
Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания ; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя ( в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной ).
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико- литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.
Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.
На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.
Так, например, приступая к изучению творчеству Пушкина на факультативе в 9 классе, учитель в целях научно-библиографической информации проведет визуальное знакомство учеников с научными изданиями сочинений Пушкина, даст характеристику пушкинских библиографических и специальных справочников и словарей, образцов научных исследований творчества поэта, научно-популярных и художественно-исторических книг о Пушкине. Занятия по современной литературе советского периода в 11 классе учитель начнет вступительной лекцией или беседой, которые желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель даст основные ориентиры для знакомства с современной литературой; назовет выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые издания типа «Литературной газеты», «Роман-газеты» и т.д.
Для того, чтобы ученики овладевали умением самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части – главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.
Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата,да и во второй – третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того,как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.
На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основа одной-двух обобщающих работ, а «требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников, например: «Макаренковцы в жизни» (реальные прототипы героев «Педагогической поэмы»; их жизненные судьбы) или очерк жизни и творчества одного из молодых поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого и др.)»[ ; 131] по групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.
В отличие от вузовского, школьный семинар должен основываться на большем разнообразии видов самостоятельной работы учащихся с учетом разных уровней их общего и литературного развития, разных возможностей и способностей учеников, их склонностей к той или иной деятельности.
5. Содержание факультатива.
Содержание факультатива обычно определяется потребностями общества, общей направленностью его развития, социально-идеологическим содержанием обучения. Кроме того, содержание определяется спецификой учебного заведения.
Так, до начала перестройки всего нашего общества в целом и образования в частности, содержание факультативных курсов определялось конкретными рекомендациями Министерства Просвещения и заключало в себе различные ответвления школьной программы, рассмотренные более широко, углубленно, например: «Русская литература первой половины XIX в., второй половины
XIX в., литература советского периода, литература, посвященная Великой Отечественной войне и т.д.» [ ;234].
После начала перестроечных, реформаторских процессов, которые значительно затронули и образование, содержание факультативов перестало быть столь регламентированным, как ранее. Педагоги получили большую свободу в выборе тем для дополнительных занятий с учащимися, после чего можно наблюдать значительное разнообразие тем. Хотя, в основном, новые, оригинальные формы факультативов разрабатываются методистами с более четкой ориентацией на специальные учебные заведения, как то: гимназии, лицеи с гуманитарной направленностью, углубленным изучением литературы, лингвистических дисциплин и т.д.[ ]. Причем педагогами выбираются темы, имеющие актуальность в современном образовании. Например, для школ с углубленным изучением английского языка предлагаются такие факультативные курсы, как «Американские классики» (Н.П.Михальская), «Английская литература: писатель и время» (Н.П.Михальская)[ ],что значительно расширяет кругозор ученика в литературе, обычаях, мировоззрении англоязычных государств, играющих в настоящий момент в мире значительную роль.
Также популярными становятся факультативные курсы по литературе, совмещенной с краеведением, например: «Литературные традиции Тамбовской земли» (В.Е.Андреев) [ ],что кроме овладения искусством слова развивает в учениках еще и трепетное, уважительное отношение к своей малой родине, усвоение знаний по истории родного края. Таким образом, в последнее время тематика факультативных курсов значительно расширилась, причем часто она сочетается с различными видами искусств или же посвящается истории литературного процесса, что способствует более глобальному пониманию школьниками литературы.
ГЛАВАII. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
Нами разработан факультативный курс «Современные тенденции в развитии русской литературы, включающий в себя сведения как из теории, так и из истории мирового искусства и, в частности, русской литературы. Его содержание позволяет сформулировать название следующим образом: «Современные тенденции в развитии русской литературы». Однако, учитывая обширный объем этой темы на современном этапе развития русской литературы, значительное количество литературных течений и методов, их сложность для понимания школьниками старших классов, мы решили ограничиться, лишь тенденциями постмодернистической эстетики в русской литературе.
Однако это направление также достаточно сложно для понимания, требует знания большого объема русской классической литературы, всех его этапов, знания основных философских идей, взглядов XIX и XX веков. Подобный уровень в какой-то мере доступен лишь ученикам одиннадцатых классов, т.к. они ознакомились с основной частью классической и приступили к изучению современной литературы.
Данный курс мы рекомендуем для гуманитарных гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы и истории.
Основная цель курса – познакомить школьников с постмодернистской эстетикой и ее местом, в русской литературе, и, в частности, в литературе.
Задачами курса являются:
1) Знакомство с эстетическими положениями постмодернизма.
2) Анализ и выявление постмодернистских черт в произведениях
А.Битова, В Пелевина.
3) Обзорное знакомство с произведениями других авторов,
работающих с использованием постмодернистских приемов.
4) Рассмотрение творчества поэтов-постмодернистов (концептуалистов,
метометафористов и др.)
5) Введение литературоведческих терминов «постмодернизм», «поп-
арт», «соц-арт», «симулякр» и др.
6) Попытка определить место и роль постмодернистской эстетики в
современной русской литературе.
Данный факультатив рассчитан на 35 часов в год (1час в неделю или 2 часа в две недели). Основными формами занятий предполагаются беседе, лекция, практические занятия, семинар, доклады учащихся.
Актуальность данной темы видится в том, что постмодернизм как философия, как эстетика, как мировоззрения с момента зарождения последние десятилетия приобретает все большее значение в мировой культуре.
В нашей стране первые ростки постмодернизма появились в начале XX века как противостояние авангардной парадигме и как результат прогресса общественной мысли и философии. Постепенно сторонники этой эстетики появляются во многих видах искусства – в литературе, киноискусстве, изобретательном искусстве и др.
С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь мы все в большей или меньшей степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой ставит под сомнение существование действительой реальности. Именно на этом сомнении, как основном принципе и строится все произведения постмодернистской эстетики. К тому же подобный взгляд на мир вскоре станет составной частью нашего мировозрения. Именно поэтому необходимо знакомить школьников с одной из основных философско-эстетических мыслей XX века. При этом необходимо учитывать, что исследователи, философы, филологи, искусствоведы, считают, подобную ситуацию весьма перспективной и значительной для развития русской и мировой культуры, хотя эта проблема пока однозначно не решена.
Мы считаем, что знакомство с постмодернистской литературой, с ее чертами и философией для школьников гуманитарной направленности необходимо, т.к. этап постмодернизма в истории мировой и русской культуры начинает играть существенную роль, хоть и не определенную до конца.
Учитывая сложность темы, предлагаем в процессе факультатива ограничиться знакомством с некоторыми признаками постмодернизма, в основном формальными, а также изложить основополагающие философские взгляды, которые будут наиболее доступны для понимания школьников. Данные теоретические положения рекомендуется рассмотреть на примере рассказов В.Пелевина «Спи», «Девятый сон Веры Павловны» для того чтобы они были более понятыми в последствии.
Основная часть курса будет заключаться в прочтении и анализе произведений двух представителей постмодернистской эстетики – А.Битова «Пушкинский дом» и В.Пелевина « Омон Ра »
А.Битов интересен нам как представитель поколения «шестидесятников». Он одним из первых в нашей стране стал последовательно использовать формальные приемы постмодернизма. Виктор Пелевин -–писатель молодого поколения, быстро набирающий популярность и имеющий влияние на молодежь разной степени образованности. Он представитель крайней ветви постмодернизма – поп-арта в своем творчестве обнаруживает сходство с западным постмодернизмом. Эти два писателя – представители разных направлений, и нам необходимо рассмотреть их творчество, чтобы дать наиболее полную критику этого явления.
При анализе этих произведений необходимо будет найти их своеобразие и черты, присущие постмодернизму, а также познакомиться с личностью писателей, их основными работами.
Нелишним будет и знакомство со стихотворным творчеством и поэтами, примыкающими к данной эстетике. Завершающим этапом курса станет совместная со школьниками характеристика постмодернизма как культурной и философской эстетики.
Что касается практических рекомендаций по распределению занятий, то мы считаем что более удобным будет проводить спаренные занятия раз в две недели в течении всего учебного года, так тематический план предусматривает занятия объемные, охватывающие широкую тему, требующую подробного рассмотрения. Для таких занятий одного часа в неделю будет недостаточным. К тому же учащимся будет необходимо время для прочтения рекомендуемых произведений, критических статей, дополнительной литературы, выполнения домашних заданий.
Тематический план факультатива «Современные тенденции в развитии русской литературы».
№ ТЕМА кол час тип занятия Примечание
1. Постмодернизм как фило- софская эстетика. Основ- ные черты. На примере рассказа «9-ый сон Веры Павловны» В.Пелевина. 2 лекция Желательно чтобы рассказ был прочитан заранее.
2. Рассказ «Спи» В.Пелевина. Знакомство с романом А. Битова «Пушкинский дом». 1 1 Практическое занятие. лекция
3. Композиция романа «Пуш- кинский дом». Роль приме- чаний. 2 Беседа Повторить Понятие «композиция».
4. Поэтика номинаций рома- на как черта постмодер- низма. 2 Практическое Занятие Ввести терм. «цитата», «ал- Люзия», «реми Нисценация».
5. Проблема героя в произве- дении. Герои - функции. 2 Семинар Дать план. Ввести поня- Тие «симулякр
6. Автор-личность и автор- повествователь в произве- дении. 2 Беседа, практическое занятие Ввести поня- тия субъект повествова- ния и его виды.
7. Роман «Пушкинский дом» как обличение симуляции реальности. Идейное напол нение произведения. 2 Беседа Повторить Понятие идея
8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом «Пушкинский дом». 2 лекция Доклад Учащегося
9. Композиция романа. Роль второй главы. 2 Практическое занятие
10. Главный герой романа В.Пелевина «Омон Ра» 2 Беседа
11. Роль и значение имен и названий в романе. 2 Практическое занятие Подготовить- ся дома
12. Черты соц-арта в произве-дении. Тема подвига. 2 Беседа, прак тическое заня тие Сообщение Учащихся о соц-арт и его чертах
13. Роль буддизма в произве- дении Пелевина. 2 семинар
14. Роман В.Пелевина – много уровневое произведение. 2 беседа
15. Современная поэзия (Д. А. Пригов, Вс. Некрасов, Т. Кибиров) 2 Лекция, практич. занятие. Несколько экз. текстов
16. Постмодернизм как значи-тельная литературная тенденция в современном искусстве. 2 Семинар-беседа Требует тщательной подготовки.
17. Заключительная игра «Постмодерн пикчерз пред-ставляет» 2 КВН, творч. задания Две команды. Некоторые за-дания дать заранее.
Содержание факультативного курса.
1. Постмодернизм как философская эстетика. Основные черты. Цель занятия: дать понятие постмодернизма как философской эстетики, раскрыть его основные черты и показать их на примере рассказа В.Пелевина «9-ый сон Веры Павловны». Содержание занятия:
- Рассказать об истоках постмодернизма за рубажом и в нашей стране.
- Познакомить с основными идеологами, фиксировавшими черты постмодернизма.
- Раскрыть основные черты русского и западного постмодернизма.
- Познакомить с основными чертами, доступными для понимания учащихся.
- Закрепление их на примере рассказа «9-ый сон Веры Павловны» Важно усвоение основных принципов и черт постмодернистской эстетики, а также умение видеть их в тексте. На занятии дается основной список литературы.
1. Рассказ «Спи» В.Пелевина. Чтение и анализ рассказа на занятии. Самостоятельный поиск учащимися формальных и содержательных черт постмодернизма. (на примере композиции, идеи, основных содержательных средств). Знакомство с романом А.Битова «Пушкинский дом». Цель: познакомить учащихся с А.Битовым и его романом.
- Битов как представитель поколения «шестидесятников», стремящийся к новым веяниям, достижениям в литературе и одновременно остающийся приверженцем классической традиции.
- Роман Битова как начальный этап русского постмодернизма.
2. Композиция романа «Пушкинский дом». Роль примечаний. Цель: выявить особенности композиции романа и рассмотреть роль к композиции в постмодернистской эстетике. Найти основные части романа (предисловие, «Курсив мой – А.Б», главы, примечания), попытаться выяснить цель такого деления; Преподаватель раскрывает роль предисловия, примечаний в постмодернистском произведении.
3. Поэтика названий и имен романа как черта постмодернизма. Цель: научиться находить в тексте и определять роль номинаций, цитат, аллюзий, реминисценций.
- Ввести термины «цитата», «аллюзия», «реминисценция».
- Поиск их в тексте, определение происхождения.
- Выяснить их роль в тексте как основной формальной черты постмодернизма.
4. Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. Семинар. Цель: определить особенности постмодернистского героя.
- Две версии семьи героя. Цель введения второго варианта.
- Герой Лева Одоевцев, его метаморфозы, отношения с другими героями.
5. Автор – личность и автор – повествователь в романе. Цель: Определить особенности субъекта повествования.
- Ввести понятие «субъект повествования» и его виды.
- Определить разницу Автора-Андрея Битова, автора-повествователя, их соотношение и цель введения разных субъектов повествования в произведение.
6. Роман «Пушкинский дом» как обличение симуляции реальности. Цель: Определить основное идейное наполнение романа.
- Какую идею выражают все основные художественные средства: композиция, система образов, главный герой, номинация глав и частей и т.д.
7. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом «Омон Ра». Цель: познакомить учащихся с основными произведениями ипринципами творчества В.Пелевина.
- О личности В.Пелевина. Начало творчества. Рассказы. Малая Букеровская премия.
- Романы Пелевина «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых», «Поколение П». Обзор. Пелевин – представитель поп-арта.
- Роман «Омон Ра».
8. Композиция романа. Роль второй главы. Цель: выяснить особенности композиции романа. Работа с текстом, анализ. Проследить отражение последующих событий романа во второй главе.
9. Главный герой романа «Омон Ра». Цель: Выявить особенности героя романа.
- Детство героя, его воспоминания.
- Разбор основных художественных средств изображения внутреннего мира героя.
- Философские проблемы, затронутые автором.
- Соотношение автора и героя повествования.
10. Роль и значение имен и названий в романе. Цель: Поиск и определение роли номинаций в тексте.
- Практическая работа с текстом. Поиск перекличек, аллюзий, ассоциаций.
11. Черты соц-арта в произведении Пелевина. Тема подвига. Цель: познакомиться с одной из ветвей постмодернизма – соц-артом, его основными чертами, происхождением и видеть эти особенности в тексте.
- С помощью преподавателя готовится сообщение учащегося о чертах соц-арта и его происхождении. После – практическая работа с текстом.
12. Роль буддизма в произведении Пелевина. Семинар. Цель: выяснить степень присутствия и роль философии буддизма в романе.
- Буддизм как восточная философия. Доклад.
- Мировоззрение главного героя.
- Роль буддизма в романе.
13. Роман В.Пелевина – многоуровневое произведение. Цель: поиск и обсуждение разных уровней повествования.
- Внешний, фабульный уровень.
- Аллюзийный уровень
- Уровень философских вопросов.
14. Современная поэзия(Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров). Цель: познакомить с основными направлениями современной поэзии.
- Ввести термин «концептуализм».
- Познакомить с яркими представителями течений, с их творчеством.
- Разбор текстов, выявление основных художественных приемов творчества.
15. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. Цель: подвести итоги всего курса. Рассмотреть место и роль постмодернизма в современном искусстве.
- Подготовить сообщение о представителях постмодернизма в разных видах искусства. Совместное обсуждение и предположения о роли постмодернизма в настоящем и будущем искусства.
16. Заключительная игра «Постмодерн-пикчерз» представляет…» Цель игры: повторить пройденный материал, развить творческие способности учащихся и создать положительный эмоциональный настрой. Важно заранее организовать и настроить команды, продумать задания.
Планы семинарских занятий факультатива.
Проблема героя в произведении. Персонажи-функции.
План:
1. Первый вариант героя и его семьи.
2. Второй вариант героя и цель введения его автором.
3. Лева Одоевцев в системе образов романа. «Середина контраста».
4. Персонажи-функции как черта постмодернизма.
5. Особенности постмодернистского героя.
Литература:
1) Лавров В. Три романа А.Битова или воспоминания о современнике.//Нева №5’ 97 c 185-196.
2) Липовецкий М.Разгром музея. Поэтика романа А.Битова «Пушкинский дом» //НЛО №11’ 95 c 230-244.
Роль буддизма в призведении В.Пелевина.
План:
1. Буддизм как восточная религия и философия. Основные положения.
2. Мировоззрение главного героя.
3. Роль буддизма в романе Пелевина.
Литература:
1) Курицын В. Группа продленного дня.// В.Пелевин Жизнь насекомых. М.:Вагриус 1997.
2) Философские словари, справочники, энциклопедии.
Постмодернизм как значительная литературная
тенденция в современном искусстве.
План:
1. Основные черты постмодернизма в современной русской литературе.
2. Постмодернизм в других видах искусства. Доклад.
3. Беседа на тему: «Роль постмодернизма в современном искусстве и его перспективы».
Произведения, которые необходимо прочитать учащимся по курсу:
1.Битов А. Пушкинский дом. Москва. Известия.1990.
2.Пелевин В.Омон Ра. Рассказы « 9 – ый сон Веры Павловны», «Спи».
Москва – Терра, 1996.
3.Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.
Москва, 1998.
Критическая литература для подготовки к факультативному курсу:
1. Антонов А. Внуяз.// Грани №177, 1995 - С.125 – 148.
2. Битов как состояние и достояние. // Книжное обозрение №37,
С.13.
3. Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы //
Знамя №12'95 - С.210 – 214.
4. Кривцун О.А. Эстетика. М.: 1998.
5. Культурология. Ростов – на – Дону. 1997.
6. Курицын В. Группа продленного дня // Пелевин В. Жизнь
насекомых. М.: Вагриус, 1997. – с.7 – 12.
7. Лавров В. Три романа Андрея Битова, или воспоминания о
современнике // Нева №5'97. – с.185 – 196.
8. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова
«Пушкинский дом» //НЛО №11'95. – с.230 – 244.
9. Литературный энциклопедический словарь.
10. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач.90-х г.г
XX в. Учебное пособие для студентов филфаков вузов. Изд. центр
«Экономпресс». Минск, 1998.
11. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. //
Знамя №9'98.
12. Русская литература ХХ века. Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. Ред. Агеносова В.В. Москва. Изд. дом
«Дрофа», 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Занятие №4.
Тема: Поэтика названий романа «Пушкинский дом» как черта
постмодернизма. ( практическое занятие ).
Цель: Выяснить роль и значение номинаций романа.
Задачи: 1. Рассмотреть встречающиеся номинации и выявить пере-
клички, ассоциации.
2. Познакомить учащихся с терминами «цитата», «аллюзия»,
«ременисценция».
3. Выявить их роль и назначение.
Оборудование: Литературный энциклопедический словарь; на доске-
определения: «цитата», «аллюзия», «ременисценция».
План урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя, теоретическое введение (термины).
3. Выделение номинаций и поиск перекличек (составление таблицы).
4. Обсуждение роли, назначения ременисценций в данном произве-
дении.
5. Подведение итогов занятия.
6. Инструктаж домашнего задания.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Тема сегодняшнего занятия – поэтика номинаций романа «Пушкинский дом» как черта постмодернизма.
Мы уже знаем с вами, что основная функция постмодернистского произведения – это интеллектуальная игра с читателем. Именно к организации такой игры и стремится автор
постмодернистского текста. Но не всегда можно сразу понять, для чего нужен автору тот или иной прием. Одним из самых главных формальных приемов в постмодернистском тексте является наличие множества цитат, намеков, отсылающих ко многим культурным источникам. В литературе этот прием не нов, но функции его со временем меняются. В начале и в течение ХХв. Пмсатели и поэты стремились с помощью намеков и ассоциаций создать особый неразделимый целостный художественный образ, используя при этом опыт всей предыдущей культуры. Последователи постмодернизма стремятся к оживлению интеллектуальной игры за счет отсылок к прошлой культуре, причем они бесцеремонно соединяют несоединимое, моделируют коллаж, чем еще более привекают к своим текстам.
Вы уже заметили, что номинации глав, разделов в романе «Пушкинский дом» во многом являются точными цитатами названий произведений классической литературы. На сегодняшнем занятии нам предстоит выяснить, случайны ли такие перемычки, и какую роль они играют в произведении.
Но сначала запишите в тетради определения различных видов цитат.
Цитата – точное использование отрывка того или иного произведения в тексте.
Аллюзия – намек на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общественное и поэтому не доказывается.[ ]
Ременисценция – напоминание о других дитературных произведений через использование характерных для них образов, мотивов, течевых оборотов. Рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя.
Нам предстоит найти переклички, определить их вид и назначение.
III. Для того, чтобы работать было легче давайте составим таблицу в процессе работы и разделимся на группы.(Домашним заданием было повторить сюжет и главных героев следующих произведений: « Отцы и дети» И.Тургенев; « Герой нашего времени» М.Лермонтов; «Медный всадник» А.С.Пушкин; «Маскарад» М.Лермонтов; «Дуэль» А.С.Пушкин; «Выстрел» А.С.Пушкин.)
Группам дается задание ответить на вопросы по разделам:
- о чем произведение русской литературы с таким же названием, каковы его главные герои?
- что общего у сюжета и героев вашего раздела и одноименного произведения, чем они отличаются?
I раздел «Отцы и дети» – 1-ая группа.
II раздел «Герой нашего времени» – 2-ая группа.
III раздел «Бедный всадник», «Маскарад», «Дуэль», «Выстрел» – 3-я группа.
На подготовку дается 15 минут, после этого группы докладыва-ют о результатах работы, остальные заполняют таблицу (колонки названы номинациями глав).
IV Если выводы неверны, неполны, учитель задает наводящие вопросы, помогают другие группы.
- Для чего нужны автору названия классических произведений?
- Для чего он хочет, чтобы читатель вспомнил о них и их героях?
- В чем разница между людьми прошлого века и нынешнего?
V После обсуждения выявляется неестественность реальности романа, его героев; основная форма их существования – это влезание в старые рамки, создавание новой реальности из обломков старой.
Вывод записывается в тетрадь, подводятся итоги урока.
VI Домашнее задание: учитель дает план семинара «Проблема героя в произведении.Герои-функции.».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Занятие №10.
Тема: Главный герой романа «Омон Ра». Беседа.
Цель: Выяснить основные черты героя, его мировоззренческие
взгляды.
Задачи: 1. Проследить изменение личности героя в произведении.
2. Выяснить его основные взгляды.
3. Определить роль основных героев.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Работа с текстом(проверка домашнего задания).
3.Обсуждение личности героя, его философских взглядов.
4.Обсуждение образной системы
5.Подведение итогов занятия.
6.Инструктаж домашнего задания.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Ученики отвечают на ворпосы учителя по тексту:
1)Кто такой Омон Кривомазов?
2)Почему его так назвали?
3)Каким было его детство?
4)Какие фрагменты из детства он вспоминает, почему?
5)Как дальше складывается его судьба?
6)Почему он хотел стать космонавтом?
Итак, мы выяснили, кто такой Омон Кривомазов, почему он хотел стать космонавтом, к чему стремился. Полет был для него самым главным в жизни, ее смыслом. Давайте разберемся, почему так случилось, как складывалась его мечта, его мировоззрение.
-Как ничиналась мечта Омона о небе?
-Как она трансформировалась в его играх?
-Когда сложился его основной жизненный принцип?
-Как этот принцип повлиял на его дальнейшую жизнь?
Беседа о философских взглядах героя, об его ощущении себя твор-цом мира. Основные выводы обсуждения учащиеся записывают в тетради.
-Какие еще персонажи присутствуют в романе?
-Что мы о них узнаем?
-Нам известны их характеры, прошлое?
-Как, с какой последовательностью они появляются в романе?
-Как о них рассказывает герой, как к ним относится?
-Что для него важно в них?
-Как называются такие герои? Вспомните героев А.Битова.
-Какие функции они выполняют?
-Какую роль среди них играет герой?
-Почему он выступает творцом мира?
V.Итак, повествование концентрируется вокруг одного героя, который обладает философским мировоззрением и оценивает себя как творца собственного мира.Остальные персонажи являются лишь Функциями, необходимыи герою для создания мира.
Вывод записывают в тетрадь.
VI.Домашнее задание: Выписать все имена и названия, которые вызывают смысловые ассоциации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Занятие №15
Тема: Современная поэзия (концептуализм, соц-арт). Лекция, прак-
тическое занятие.
Цель: Познакомить с творчеством поэтов, представителей концепту-
лизма и соц-арта( Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров).
Задачи:1.Познакомить с личностью поэтов и их творчеством.
2.Ввести и повторить термины: «концептуализм» «соц-арт»,
«центон».
3.Познакомить с особенностями творчества этих поэтов.
Оборудование:распечатки стихов, термины на доске.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Лекция о Д.А.Пригове. Знакомство с его стихами.
3. Рассказ о Т.Кибирове, рассмотрение его творчества.
4.Рассказ о Вс.Некрасове и знакомство с его творчеством.
5.Подведение итогов занятия.
6.Инструктаж домашнего задания.
Ход урока:
I.Оргмомент.
II.Д.А.Пригов (р.1940г) – поэт, прозаик, скульптор. Интересная судь-ба. Работал на заводе.Закончил художественное училище, работал в архитектурном управлении г.Москвы.
Стихи пишет с детства. Является одним из основаталей «московской концептуальной школы».
«Концептуализм» – одно из течений в современной русской поэзии,
развивающееся в рамках постмодернизма. Концептуализм устраняет из поэзии лирического героя, текст строится на игре с готовыми, сложившимися в прошлую эпоху идеологичискими штампами (кон-цептами). Лирическая искренность в концептуализме невозможна:
в любом высказывании выявляется идеологический или стилистический стереотип, причем автор воспроизводит его академимически спокойно.Стилевые приметы концептуализма – цитатность, использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения.
Д.А.Пригов – яркий сторонник концептуализма. Его стихи – пародия
на традиционную поэзию. Основной обьект иронии – само понятие поэзии как таковой. Для этого Пригов пользуется приемом маски, пародирующей лирического героя. Эта маска может выражать что угодно, от «соцреалиста» до «авангардиста».
Автор издевается над застывшими стереотипами мышления разных времен и одновременно над поэзией, претендующей на решение «вечных» философских, нравственных, политических проблем. Пригов стремится создавать «мнимое искусство». Иронизирует он и над формой.
Далее – знакомство со стихами: «Милиционер», «Выходит слесарь в зимний двор…», «Дай, Джим, на счастье плаху мне…», «Женщина в метро меня лягнула».
Рассмотрение: обсуждение, поиск привычных стереотипов, пародий, центонов, выяснение их роли.
Центон – литературный текст, полностью составленный из строк разных литературных произведений.[ ]
III.Тимур Юрьевич Кибиров(р.1956).
Начинал творческую деятельность как представитель концептуа-лизма и соц-арта.
«Соц-арт – вариант концептуализма, рещающий характерные для него проблемы на базе языка советской культуры.» [ ]
Идеал «позднего» концептуализма – «простой человек», обыватель, живущий своей личной жизнью, принимающий мир и не желающий его переделывать. Т.Кибиров ввел в свою поэтику «принцип каталога»: светское общество характеризовалось им как бесконечный список бытовых и социально-политических реалий. Он создает сверхдлинные стихи и намеренно ориентируется на «испорченную» поэзию. Кибиров часто использует переосмысленные цитаты из других авторов.
Знакомство со стихами «Шагане ты моя, Шагане…», «Вступление». Выявление художественных средств, центонов, деталей.
IV.Всеволод Николаевич Некрасов(р.1934г).
Поэт, критик. Исключен из Московского пединститута им. В.И. Ленина за свои стихи, не укладывавшиеся в рамки традиционной литературы. Рецензировал рукописи, издал для детей книгу стихов «Между небом и землей», в которую вошли и его произведения. Издавался в самиздате за границей.
Вс.Некрасов утверждал, что между поэзией и речью нет существенной разницы. В его стихах раскрываются возможности «речевой поэзии», «поэзии без поэзии»: исследует возможности отдельных слов («вода», «нити», «месяц») и простейших синтаксических конструкций (свобода есть свобода), утверждает, что слово или отдельное речевое высказывание самодостаточны. Поэт-минималист, он пытается раскрыть внутренний мир в речевом высказывании. Его экспериментальная лингвистическая теория повлияла на современную литературную ситуацию.
Знакомство со стихами «Свобода есть», «Нить и нить», «Календарь», «Я помню чудное мгновенье…».
V.Итак, мы познакомились с тремя представителями концептуализма и соц-арта, с их художественными принципами.
VI.Домашнее задание: повторить основные принципы постмодер-низма. Подготовить сообщение о постмодернизме в литературе и поэзии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе составления факультативного курса мы попытались охватить все вопросы, все особенности взятой нами темы, чтобы представить ее в наибольшей полноте. Конечно, пришлось учитывать особенности восприятия, мышления старших школьников. Они еще склонны воспринимать больше конкретную, чем абстрактную, информацию.Поэтому рекомендуется больше и подробнее рассматривать формальные признаки постмодернизма, однако не забывать и о философской, мировоззренческой базе постмодернистской эстетики. Формальные особенности более понятны, интересны для учащихся, но философские основы их обосновывают, обобщают.
Трудность при проведении факультатива может заключаться также и в недостаточном количестве текстов, в отсутствии критической литературы. В таких случаях рекомендуется рассматривать небольшие тексты, например, рассказы В.Пелевина, которые могут быть размножены на ксероксе. В таких призведениях зачастую можно найти почти все черты постмодернизма, в маленьких текстах они лучше сконцентрированы, лучше видны, учащиеся их различают быстрее.
Но самым важным фактором успешного проведения факультати-ва является теоритическая и практическая подготовленность учителя, его способность ориентироваться в материале. Для этого необходимо заранее самостоятельно проработать все темы курса.
Нами был проведен пробный урок в 11-м классе средней школы №8 г. Березники по теме: «Современная поэзия.(концептуализм и соц-арт)».
Тема была воспринята учащимися насторожено, не сразу воспринимались тармины, теоритический материал. Это можно обьяснить неподготовленностью учащихся к такого рода информа-ции. Если курс будет прводится последовательно, таких проблем быть не должно.
Учащихся заинтересовали стихи изучаемых авторов, которые привлекли своей формой. Тут же, на уроке, они попробовали сами сочинять подобные творения.
Основная трудность заключалась в том, чтобы заинтересовать аудиторию этим материалом, но в большей мере это удалось. Но у обычного 11-го класса средней школы недостаточна эрудиция в литературном материале, а это необходимое условие для успешной работы над постмодернистическим произведением.Именно поэтому мы предполагали, что этот факультативный курс будет более успешным в специализированных гуманитарных учебных заведени-ях.
Таким образом, мы подтверждаем нашу гипотезу: факультатив-ный курс «Современные тенденции в русской литературе» более успешно будет прведен в 11-х классах гимназий, лицеев, школ с гуманитарным уклоном.
Литература
1. Аверин Б. История моего современника А.Г.Битова. // Звезда, 1996. - №1.-С.194-179.
2. Агеносов В. Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник – антология. - М., 1998 – 364с.
3. Айзенберг М. Возможность высказывания. // Знамя, 1994. - №6. – С.191 – 198.
4. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах. /Р.И.Альбеткова, С.Г.Герке, Л.Б.Гладкая и др. Сост. Р.И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
5. Антонов А. Внуяз. // Грани, 1995. - №177. – С.145 – 148.
6. Антоненко С. Пост – постмодерн?// Москва, 1998. - №8. - С.175 – 180.
7. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы в 4 кн. Кн.4 Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – 336с.
8. Барт Р.Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. – М.: Изд. Группа «Прогресс», 1994. – 616с.
9. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. – М.: Наука, 1983. – 191с.
10. Берг М.О. О литературной борьбе. // Октябрь, 1993. - №2. – С.184 – 192.
11. Битов как состояние и достояние. // Книжное обозрение, 1998. - №37. – С.13
12. Битов А. Пушкинский дом. - М.: Известия, 1990. – 399с.
13. БСЭ (в 30 т.) Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1978.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения», - М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред.М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
15. Войцеховский Б. Виктор Пелевин: Ельцин тасует правительство по моему сценарию! // Комсомольская правда, 1999. – 25 августа. – С.12 – 13.
16. Генис А. Беседа седьмая: Горизонт свободы. Саша Соколов. // Звезда, 1997. - №8. – С.236 – 238.
17. Генис А. Виктор Пелевин: Границы и метаморфозы. //Знамя, 1995. - №12. – С.210 – 214.
18. Иванов А. Как стеклышко. Вен. Ерофеев вблизи и издалече. //Знамя, 1998. - №9. – С.170 – 177.
19. Иванова Н. В полоску, клеточку и мелкий горошек (перекодировка истории в современной русской прозе). //Знамя, 1999. - №2. – С.176 – 185.
20. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. –225с.
21. Качурин М.Г., Матольская Д.К. Методика факультатива по литературе в восьмом классе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. – 128с.
22. Кожинов В. Статьи о современной литературе. - М.: Советская Россия, 1990. – 544с.
23. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? //НЛО, 1997. - №28. – С.244 – 259.
24. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект – Пресс, 1998. – 430с.
25. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997. – 576с.
26. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура. //Новый мир, 1992. - №2. – С.225 –232.
27. Курицын В. Время множить приставки: к понятию постмодернизма. //Октябрь, 1997. - №7. – С.178 – 183.
28. Курицын В. О некоторых попытках противостояния авангардной парадигме. //НЛО, 1996. - №20. – С.331-357.
29. Курицын В. К ситуации постмодернизма. //НЛО, 1995. - №11. – С.197-223.
30. Курицын В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии. //НЛО, 1998. - №2. – С.306-310.
31. Курицын В. Очарование нейтрализации. //Литературная газета, 1992. – 11 марта (№11). – С.4.
32. Курицын В. Группа продленного дня. //В.Пелевин. Жизнь насекомых. – М.: Вагриус, 1997.- С.7-12.
33. Кутырев В. Постмодернизм. //Москва, 1998. - №9. – С.6-9.
34. Лавров В. Три романа А Битова или воспоминания о современнике. //Нева, 1997. - №5. – С.185-196.
35. Лосева И.Н., Капустин Н.С., Кирсанова О.Т., Тохтамышев В.П. Мифологический словарь. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997. – 576с.
36. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова «Пушкинский дом». //НЛО, 1995. - №11. – С.230 – 244.
37. Липовецкий М. Паралогия русского постмодернизма. //НЛО, 1998. – №2. – С.285-304.
38. Липовецкий М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма. //Знамя, 1995. - №8. – С.194-205.
39. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты.//Новый мир, 1992. - №7. – С.213-223.
40. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. //Знамя, 1992.-№8. С.214-224.
41. Липин.Г.В. Майкл Муркок – пророк «новой волны». //Литературное обозрение, 1998. - №4. – С.35-37.
42. ЛЭС. – М.: Сов. Энциклопедия, 1997. – 752с.
43. Литература. Факультативные курсы. 2-е издание. – М.: Просвещение, 1997. – 32с.
44. Методика преподавания литературы: Уч. для студентов пед. ин-тов по спец-ти №2101 «Русский язык и литература» Под ред. З.Я. Рез. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985. – 368с.
45. Мин –во общего и профессионального образования РФ. Программы для общеобр. Учреждений. Литература 1-11 классы. / под ред. В.Г.Городецкого, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 1997. – 96с.
46. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач. 90-х гг. ХХв. Уч. пособие для студентов филфаков вузов. – Минск, 1997. – 231с.
47. Новиков В. Заскок. //Знамя, 1995. - №10. – С189-199.
48. Поиск новых путей: из опыта работы. / сост. С.Н.Громцева. – М.: Просвещение, 1990. – 191с.
49. Пелевин В. Сочинения: в 2 т. Т.1: Омон Ра: Роман; Бубен нижнего мира: Рассказы. – М.: Терра, 1996. – 368с.
50. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя, 1998. – №4. – С.209-220.
51. Русская литература ХХв. В 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений в2-х частях. Ч. 2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 1996. – 352с.
52. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4 изд., испр., - М.: Просвещение, 1985. – 288с.
53. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 608с.
54. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С.204-214.
55. Урок литературы: пособие для учителя. / сост. Т.С.Зепанова, Н.А.Мещерякова. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.
56. Федотов Г. Статьи о культуре. // Вопросы литературы, 1990. – Февраль. – С.189-238.
57. Философский словарь под ред. И.Т.Фролова. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.
58. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. – М.: Высшая школа, 1999. – 398с.
59. Цветков А. Судьба барабанщика. // Иностранная литература, 1997. - №9. – С.229 – 238.
60. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». // Иностранная литература, 1988. - № 10
61. Эпштейн М. Метаморфозы. // М.Эпштейн Парадоксы новизны. – М., 1988. – С139-176.
62. Эпштейн М. Поле карнавала, или Вечный Веничка. //Золотой век, 1993. - №4. – С.84-92.
63. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С.194-203.
64. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С.217-231.
Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С.166-188.