Франц Кафка - писатель замечательный, только очень странный. Может быть,
самый странный из тех, что творили в 20-м столетии. И странен он не в последнюю
очередь тем, что его прижизненная и посмертная судьба необыденностью своей
ничуть не уступает его же сочинениям. Кто-то видит в нем иудейского
вероучителя, а кто-то – экзистенциалистского пророка, кто-то – авангардиста, а
кто-то – консерватора, кто-то ищет ключ к его тайнам в психоанализе, а кто-то –
в анализе семиотическом или структуральном. Но реальный Кафка всегда как бы
выскальзывает из границ четкого мироощущения.
Многочисленные
литературные школы сменяли друг друга, соперничали между собой- это было время
бесчисленных "измов".Зрелые годы Кафки пришлись на период становления
искусства экспрессионизма- яркого, шумного, кричащего, протестующего. Как и
экспрессионисты, Кафка в своем творчестве разрушал традиционные художественные
представления и структуры. Но его творчество нельзя отнести ни к одному из
"измов", скорее он соприкасается с литературой абсурда, но тоже чисто
внешне. Стиль Кафки абсолютно не совпадает с экспрессионистическим, так как его
изложение подчеркнуто суховато, аскетично, в нем отсутствуют какие-либо
метафоры и тропы.
Всвязи с этим так много точек
зрения на его произведения, так много способов прочтения и так мало
обстоятельных монографий, посвященных его творчеству, так мало исследователей,
которые не побоялись бы погрузиться в сложный, метафизический мир его сочинений.
Темой для данной работы
послужила, в общем-то, еще не исследованная никем проблема: «Метаметафора в
творчестве Ф.Кафки»,тем сложнее и интереснее представляется данная работа.Ни
один из исследователей не упоминает о данном приеме относительно творчества
Кафки, но каждый говорит о некой « кафкиаде», которая
принадлежит «высокому» стилю, поскольку в
ней ярко выражена метафизическая природа смеха, метафизическая природа абсурда
и т.д.
Каково же
определение метаметафоры? «Мистериальная
метафора» - можно использовать такое словосочетание для определения
метаметафоры. В «Евангелии от Фомы»
есть такие слова Христа: «Когда вы сделаете единое как многое - многое как
единое, верх как низ - низ как верх, внутреннее как внешнее, внешнее как
внутреннее, тогда вы войдете в Царствие». Некоторые исследователи считают это
высказывание самым полным описанием метаметафоры. Синонимами этого слова
являются такие слова, как «выворачивание»
или «инсайдаут». Примером данного явления может служить такое высказывание:
«Человек - это изнанка неба / Небо - это изнанка человека». Этот пример взят из
стихотворения К.Кедрова «Компьютер любви». Творчество этого и некоторых других
поэтов – наших современников – вписывается в направление под символическим названием
«метареализм», появившееся в 80 – 90-х годах нашего столетия в отечественной
литературе, и полностью основанное на таких приемах, как метаметафора, метабола
и др.
«Мета» -
по-гречески "за" чем-либо, "после", то есть это
нечто более глубокое, более завуалированное, чем метаметафора. Метаметафоризм
есть сгущенная, тотальная метафора, по сравнению с которой обычная метафора
должна выглядеть частичной и робкой. Метаметафора - это метафора, где каждая
вещь – вселенная. Этот прием способствует созданию нового пространства –
«метареальности».
«Метареальность» - это реальность,
открываемая за метафорой, на той почве, куда метафора переносит свой смысл, а
не в той эмпирической плоскости, откуда она его выносит. Метафоризм играет со
здешней реальностью, метареализм пытается всерьез постигнуть иную. Метареализм
- это реализм метафоры как метаморфозы, постижение реальности во всей широте ее
переносов и превращений.
Метафора четко
делит мир на сравниваемое и сравнивающее, на отображаемую действительность и
способ отображения. Метабола - это целостный мир, не делимый надвое, но
открывающий в себе множество измерений.
Метареализм
можно попытаться определить как способ изображения в постоянном преобразовании,
метаморфозе, трансформации - как стремление изобразить прорастание и
присутствие вечного в реальном, нынешнем, причем связующая ткань и должна быть
создана, она и есть незримая цель - это и есть "мета". Теперь
становится понятной цель Кафки, которую он, видимо, хотел достичь, например, в
новелле «Превращение». Для "мета" важнейшей изобразительной основой
является не язык, а логос - более широкое понятие, где контекст, смысл или
недооформившаяся в языке структура ощущения первичны. Мир произведений Кафки –
это переплетение многих реальностей, связанных непрерывностью внутренних
переходов и взаимопревращений. Художник исходит из принципа единомирия,
предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной,
"мнимой" или "служебной", к другой - "подлинной".
Созерцание художника фиксируется на таком плане реальности, где "это"
и "то" суть одно".
Кафка, изображая душевный мир героя, который
являлся для негочем-то вроде терра инкогнита, пытался сделать так, чтобы каждый
шаг грозил неожиданными открытиями, за которыми грезились бы еще более
грандиозные пространства - сейчас это обозначили бы термином «виртуальная
реальность».
Сверхъестественные
обстоятельства застают героев Кафки врасплох, в самые неожиданные для них
моменты, в самые неудобные место и время, заставляя испытывать «страх и трепет»
перед бытием. Из произведения в произведения живописуется история человека,
оказавшегося в центре метафизического противоборства сил добра и зла, но не
сознающего возможности свободного выбора между ними, своей духовной природы и
тем самым отдающего себя во власть стихий.
Когда мы говорим «реальность», мы имеем в виду
все в совокупности - усредненную пробу смеси из миллиона
индивидуальных реальностей. Абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но
трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир человеческих
существ, - и умирает в отчаянии.
Через все
творчество Кафки проходит постоянное балансирование между естественным и
необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и
логикой, определяя его звучание и смысл. Нужно помнить об этих парадоксах и
заострять внимание на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение.
Произведениям Кафки присуща естественность - это категория, трудная для
понимания. Есть произведения, где события кажутся естественными читателю, но
есть и другие (правда, они встречаются реже), в которых сам персонаж считает
естественным то, что с ним происходит. Имеет место странный, но очевидный
парадокс: чем необыкновеннее приключения героя, тем ощутимее естественность
рассказа. Это соотношение пропорционально необычности человеческой жизни и той
естественности, с которой он ее принимает. Роман «Процесс» в данном отношении
особенно показателен. Герой Ф. Кафки осужден. Он узнает об этом в начале
романа. Судебный процесс преследует его, но если Йозеф К. и пытается прекратить
дело, то все свои попытки он совершает без всякого удивления. Мы никогда не
перестанем изумляться этому отсутствию удивления. Именно такое противоречие и
является первым признаком абсурдного произведения. Сознание через конкретное
отражает свою духовную трагедию; оно может сделать это лишь при помощи вечного
парадокса, который позволяет краскам выразить пустоту, а повседневным жестам –
силу вечных стремлений.
Метаметафора
обнаруживается в наложении двух миров, в столкновении чего-то неестественного с
реальным, то есть в абсурдной ситуации. Но осознать наличие этих двух миров -
значит уже начать разгадывать их тайные связи. У Ф. Кафки эти два мира - мир
повседневной жизни и фантастический. Кажется, что писатель постоянно находит
подтверждение словам Ницше: «Великие проблемы ищите на улице». Тут точка
соприкосновения всех литературных произведений, трактующих человеческое
существование, - вот в чем основная абсурдность этого существования и в то же
время его неоспоримое величие. Здесь оба плана совпадают, что естественно. Оба
отражают друг друга в нелепом разладе возвышенных порывов души и преходящих
радостей тела. Абсурд в том, что душа, помещенная в тело, бесконечно
совершеннее последнего. Желающий изобразить эту абсурдность должен дать ей
жизнь в игре конкретных параллелей. Именно так Ф. Кафка выражает трагедию через
повседневность, а логику через абсурд. В произведениях абсурда скрытое
взаимодействие соединяет логическое и повседневное. Вот почему герой
«Превращения» Замза по профессии коммивояжер, а единственное, что угнетает его
в необычном превращении в насекомое, - это то, что хозяин будет недоволен его
отсутствием. У Замзы вырастают лапы и усики, позвоночник сгибается в дугу.
Нельзя сказать, что это его совсем не удивляет, иначе превращение не произвело
бы никакого впечатления на читателя, но лучше сказать, что происшедшие с Замзой
изменения доставляют ему лишь легкое. беспокойство. Все искусство Ф. Кафки в
этом нюансе.
Чтобы выразить
абсурд, Ф. Кафка пользуется логической взаимосвязью. Мир Ф. Кафки - это в
действительности невыразимая метамеатфорическая вселенная, где человек
позволяет себе болезненную роскошь “ловить рыбу в ванне, зная, что там он
ничего не поймает”.
Искусство Кафки
- искусство пророческое. Поразительно точно изображенные странности, коими так
наполнена воплощенная в этом искусстве жизнь, читатель должен понимать не более
как знаки, приметы и симптомы смещений и сдвигов, наступление которых во всех
жизненных взаимосвязях писатель чувствует, не умея, однако, в этот неведомый и
новый порядок вещей себя «вставить». Так что ему ничего не остается, кроме как
с изумлением, к которому, впрочем, примешивается и панический ужас, откликаться
на те почти невразумительные искажения бытия, которыми заявляет о себе грядущее
торжество новых законов. Кафка настолько этим чувством полон, что вообще
невозможно помыслить себе ни один процесс, который в его описании – например,
всего-навсего процесс юридического расследования в романе “Процесс”- не
подвергся бы искажениям. Иными словами, все, что он описывает, призвано «давать
показания» отнюдь не о себе, а о чем-то ином. Сосредоточенность Кафки на этом
своем главном и единственном предмете, на искажении бытия, может вызвать у
читателя впечатление мании, навязчивой идеи.
На протяжении
всего романа «Замок» неустанно, всеми средствами обрисовывается и всеми
красками расцвечивается гротескная несоизмеримость человеческого и
трансцендентного, безмерность божественного, чуждость, зловещность, нездешняя
алогичность, нежелание высказать себя, жестокость, безнравственность высшей
власти.
Кафку считают религиозным юмористом, потому и благодаря тому, что
безмерность надмирного , его непонятность и недоступность человеческому
разумению он изображает не патетически-помпезно , не посредством грандиозного
восхождения в царство возвышенного , как это обычно пытаются делать поэты , а
видит и описывает как какой-то австрийский госархив с его велеречиво-мелочной ,
вязкой , недоступной и непредсказуемой бюрократией , с необозримым
нагромождением папок и инстанций, с неясной иерерхией чиновников,
ответственность которых неустановима,- то есть описывает сатирически, но при
этом - с самой искренней, доверчивой, неустанно стремящейся проникнуть в
непонятное царство Милости покорностью, которая всего лишь выступает в обличье сатиры,
а не пафоса.
Особенность
Кафки заключается в том, что он, сохранив всю традиционную структуру языкового
сообщения, его грамматико-синтаксическую связность и логичность, связность
языковой формы, воплотил в это структуре кричащую, вопиющую нелогичность,
бессвязность, абсурдность содержания. Специфически кафкианский эффект – все
ясно, но ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и приняв правило
его игры, мы можем убедиться, что Кафка немало чего важного рассказал о своем
времени. Начать с того, что он абсурд назвал абсурдом и не побоялся воплотить
его.
Новелла
«Превращение» (1916) ошеломляет читателя с первой же фразы: «Проснувшись
однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в
постели превратился в страшное насекомое». Сам факт превращения человека в
насекомое, так попросту, в классической повествовательной манере сообщенный в
начале рассказа, конечно, способен вызвать у читателя чувство эстетического
шока; и дело здесь не столько в неправдоподобии ситуации (нас не шокирует,
например, тот факт, что майор Ковалев у Гоголя не обнаружил утром у себя на
лице носа), сколько, разумеется, в том чувстве почти физиологического
отвращения, которое вызывает у нас представление о насекомом человеческих
размеров. Будучи как литературный прием вполне законным, фантастический образ
Кафки тем не менее кажется вызывающим именно в силу своей демонстративной
«неэстетичности».
Однако
представим себе на минуту, что такое превращение все-таки случайность;
попробуем примириться на время чтения с этой мыслью, забыть реальный образ
гипернасекомого, и тогда изображенное Кафкой дальше предстанет странным образом
вполне правдоподобным, даже обыденным. Дело в том, что в рассказе Кафки не
оказывается ничего исключительного, кроме самого начального факта. Суховатым
лаконичным языком повествует Кафка о вполне понятных житейских неудобствах,
начавшихся для героя и для его семейства с момента превращения Грегора. Все это
связано с некоторыми биогрфическими обстоятельствами жизни самого Кафки.
Он постоянно ощущал свою вину перед семьей – перед отцом прежде всего;
ему казалось, что он не соответствует тем надеждам, которые отец, владелец
небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая видеть сына преуспевающим
юристом и достойным продолжателем семейного торгового дела. Комплекс вины перед
отцом и семьей – один из самых сильных у этой в самом точном смысле слова
закомплексованой натуры, и с этой точки зрения новелла «Превращение» -
грандиозная метафора этого комплекса. Грегор – жалкое, бесполезное разросшееся
насекомое, позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать.
Однако если
творчество Кафки было б только самобичеванием, только изживанием сугубо личных
комплексов, едва ли оно бы получило такой мировой резонанс. Последующее
поколение читателей снова и снова приходили в ошеломление от того, сколь многие
черты общественного бытия 20-го века пророчески предсказал Кафка в своих
произведениях. Рассказ «В исправительной колонии», например, сейчас
прочитывается как страшная метафора изощренно-бездушного, мехонической
бесчеловечности фашизма и всякого тоталитаризма вообще. Атмосфера его романов
«Процесс» и «Замок» восринимается как грандиозная метафора – метаметафора
- столь же бездушного и механического бюрократизма.
То, как Кафка показал абсурдность и бесчеловечность тотальной
бюрократизации жизни в 20-ом веке, поразительно. И ведь наверняка такой степени
обесчеловечения общественного механизма европейское общество времен Кафки не
знало, если и знало, то, видимо, только в нацистской Германии. Так что здесь
какой-то поистине необыкновенный дар смотреть в корень, предвидеть будущее
развитие определенных тенденций. И вот тут-то Кафка, между прочим, на какой-то
момент соприкасается с устремлениями экспрессионистов: это они мечтали в своем
искусстве понимать не единичные явления, а законы; мечтали, но не осуществили
этой мечты, а вот Кафка именно ее и осуществил – его сухая, жесткая, без
метафор, без тропов, как бы лишенная плоти проза и есть воплощение формулы
современного бытия, его самого общего закона; конкретные числа и конкретные
варианты могут быть разными, но суть – одна, и она выражается формулой. С чисто
художественной, технической стороны Кафка достигает такого эффекта прежде всего
с помощью вполне определенного приема. Это прием материализации метафор, причем
метафор так называемых языковых, уже стершихся, тех, чей переносный смысл уже
не воспринимается. Когда мы говорим, например, о том или ином человеке – «он
потерял человеческий облик»,либо о том или ином явлении – «это чистый абсурд», или
«это уму непостижимо», или «это как кошмарный сон», мы, по сути, пользуемся
такими языковыми метафорами, прибегаем к смыслу не буквальному, а переносному,
образному. Мы понимаем, что облик-то все-таки человеческий, а не лошадиный, не
собачий и т. д.; и выражение «уму непостижимо» всего лишь есть сгущение нашего
впечатления от какого-либо события; потому что,попроси кто-нибудь нас в
следующую минуту рассказать о причинах этого события, мы все-таки объяснение-то
дадим; пусть свою версию, но все-таки мы предполагаем всегда, что нашему уму
это все же доступно. Кафка последовательно материализует именно эту
умунепостижимость, абсурдность, фантасмогоричность. Что больше всего
озадачивает в его прозе – это снова и снова всплывающая алогичность,
неправдоподобность причинно-следственных сцеплений; особенно это заметно, когда
неизвестно откуда вдруг по ходу дела появляются предметя и люди, которых здесь
просто не должно быть. Многие исследователи отмечали эту особенность
повествования у Кафки. Суть в том, что Кафка весь сюжет своего повествования
методически строит по принципу, по какому оформляется «сюжетика» сна. И это уже сложно назвать метафорой. Если вы припомните свои сны, то вы обнаружите,
что в сон сразу же вливается то, о чем или ком вы подумали. Все новое сцепляется
с другими предметами и явлениями так, как в реальности не может быть.
В обычном,
нормальном мире человек, бодрствуя,
живет в мире логических причинно-следственных связей, во всяком случае так
считает. Ему все привычно и объяснимо,
а вот засыпая, человек уже погружен в сферу алогизма. Художественный трюк Кафки
в том, что у него все наоборот. У него
алогизм и абсурд начинается, когда человек просыпается.
Главный мотив
творчества Ф.Кафки – отчуждение человека, его одиночество – полностью раскрываются
в его произведениях. В трех романах Кафки – «Америка», «Замок», «Процесс» -
речь идет о все более тяжелых формах смертельного одиночества. Чем более одинок
герой, тем тяжелее его судьба. Карл Россман – герой романа «Америка» - еще
только затеривается в перепетиях судьбы; судьба героя «Замка» зашла в тупик, он
становится отверженным; Йозеф К. – уже преследуемое животное, доведенное до
гибели. В первом романе одиночество -
еще пока общественное явление, конкретное; во втором – символическое,
«метафизическое», но еще достаточно хорошо ощутимы его конкретные общественные
взаимосвязи; в третьем – полностью «метафизическое», абстрактное,
символическое, в реальной жизни совершенно невозможное и абсурдное.
В заключение можно отметить, что метаметафора в творчестве Франца Кафки
является не отдельно взятым тропом, а приемом, с помощью которого происходит
организация того или иного текста. Метаметафора заключена в самой идее
произведения, то есть в превращении Грегора Замзы в насекомое или беспричинный
арест Йозефа К. и т.д. С помощью метаметафоры художник добивается
необыкновенного эффекта: какой-то абсурдностью, нелепостью он заставляет
задумываться над главными законами бытия, над трагичностью человеческой судьбы,
над существованием каких-то высших сил, управляющих жизнью людей.
Список литературы
1.Анализ стилей
зарубежной художественной и научной литературы. М.,1986. Вып.5.
2.Аристов В. Заметки о «мета».//Арион: Журнал поэзии. М.,1997. Вып.4(16).
3.Батай Ж. Литература и Зло. М.,1994.
4.Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.,1998.
5.Давид К. Франц Кафка. Харьков,1998.
6.Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.// Иностранная
литература. 1995. №8.
7.Литературные манифесты от символизма до наших дней./ Сост. С.Джимбинов.
М.,2000.
8.Манн Т. В честь поэта.// Нева. 1993. №7.
9.Матран Л. Актуален ли Кафка?// Вопросы философии. 1975. №9.
10.Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М.,1998.