Матрена Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена
Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
"Крестьянка"
подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в
разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а управитель при смерти".
Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых
растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и
бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая
созидательная и жизнеутверждающая стихия:
Легко вздохнули
странники:
Им после дворни
ноющей
Красива
показалася
Здоровая,
поющая
Толпа жнецов и
жниц...
В центре этой
толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает
перед странниками Матрена Тимофеевна:
Осанистая
женщина,
Широкая и
плотная,
Лет тридцати
осьми.
Красива; волос
с проседью,
Глаза большие,
строгие,
Ресницы
богатейшие,
Сурова и
смугла.
На ней рубаха
белая,
Да сарафан
коротенький,
Да серп через
плечо.
Воссоздается
тип "величавой славянки", крестьянки среднерусской полосы, наделенный
сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства.
Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны
подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где
большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась
не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за
судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский
характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои
собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим
для народной эпопеи законам эпического повествования. "Крестьянка",-
замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица.
Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны
– это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет
песни, не изобретенные для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая
фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических
образах и мотивах.
Уже первая
глава "До замужества" - не просто повествование, а как бы
совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства.
Свадебные причеты и заплачки "По избам снаряжаются", "Спасибо
жаркой баенке", "Велел родимый батюшка" и другие основаны на
подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена
Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом
множестве.
Вторая же глава
прямо названа "Песни". И песни, которые здесь поются, опять-таки
песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до
пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой.
Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее
личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.
Матрена
Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие
раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволили
Некрасову "прибавить о положении солдатки".
Действительно,
образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во
всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина".
Так достигает
Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь
индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные
внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной
из них, часто развертывается в другой. В начале "Крестьянки"
раскрывается заявленная в "Помещике" тема дворянского оскудения.
Обозначенный в монологе попа рассказ о том, "какой ценой поповичем
священство покупается", подхватывается в описании детских и юношеских лет
Григория Добросклонова в "Пире - на весь мир".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/