Главный
характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается
на нем - отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни
мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая
страсть.
А.И. Герцен.
Ценность
литературного произведения в его яркости, образности. Всего этого можно достичь
разными средствами. Но в основном яркость произведения зависит от мастерства
автора показать и выделить те или иные детали, характеризующие героя, его быт,
весь роман в целом.
Такие мастера
как Гоголь, Достоевский умели найти "говорящие" детали, которые зримо
характеризовали их героев. Они умели найти такую "изюменку", которая,
мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует в
воображении читателя.
Для примера
возьмем роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Мне
кажется, автор блестяще изобразил быт героя, подобрал художественные средства
настолько верно, что призведение вошло в мировую классику.
Иногда критики
называли "Преступление и наказание" "петербургским
романом", так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых -
восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а
своеобразное "действующее лицо" - город, который душит, давит,
угнетает. Достоевский глазами Родиона Раскольникова смотрит на летнюю погоду в
Петербурге: "… на улице жара стояла страшная, к тому же духота,
толкотня…" Такие чувства возникают у Раскольникова, глядя на улицы
Петербурга.
Создавая образ
города, Достоевский показывает всю атмосферу тех дней, когда Петербург
разрастался за счет доходных домов - многоэтажных домов, владельцы которых
сдавали комнаты внаем.
В романе часто
рисуются уличные сцены, показывающие безысходность жизни разных людей.
Например, когда Родион Романович Раскольников стоит на мосту и думает о своей
жизни, чувствуя себя отверженным, среди богатых особняков и роскошных женщин,
проезжающих мимо. Вдруг он видит женщину "с желтоватым лицом и красными
впавшими глазами…" Неожиданно она бросается в воду, а вслед за этим он
слышит крики другой женщины: "…до чертиков напилась, она раньше удавиться
даж хотела, с петли сняли…" И эту картину Достоевский дает нам неспроста.
Этим он хочет показать, что все вокруг угнетает Раскольникова. В этой сцене на
мосту герой, видя отчаяние окружающих людей, сравнивает с ними свою жизнь и
понимает, что он так же может закончить свое существование, не жизнь, а именно
существование. Ведь условия, в которых "обитает" Раскольников, не
подходят даже для животного. Но вернемся в Петербург…
Покинув грязные
улицы Петербурга, Родион идет к себе в комнату, проходя "через вонючие
дворы-колодцы…", поднимается по темной лестнице, пугаясь каждого шороха и
прячась от людей, потому что он боится встретиться с хозяйкой своей комнаты. И
причина всего этого всего одна - он много задолжал за комнату и ему все равно
нечем ей заплатить. Но ведь хозяйке безразлично его положение, главное для нее
- своевременная оплата за комнату.
И вот
Раскольников приходит в свою комнату, да это даже на комнату не было похоже, а
скорее на шкаф. Квартира его находилась "над самою кровлей дома…", и
поэтому жара там была невыносимая.
В углу комнатки
стоял старый диван, обои на стенах висели желтые, почти отвалившиеся от стен.
Лучи солнца бывали редкими гостями в жилье Раскольникова; в основном там была
полутьма, сдавливающая человека. Вся
обстановка комнаты как бы давила на героя; и эта комната, похожая на шкаф, и
желтые обои, и лохмотья, в которые он был одет - все давило.
Вся обстановка,
все детали в целом создают картину нищеты и болезненности ума Родиона. Но ведь
это и хотел показать Достоевский.
Прочитав первые
страницы романа, мы, с помощью мастерски обрисованного быта главного героя,
можем установить причины, по которым Родион Романович Раскольников совершил
убийство старухи и Лизаветы. "…Задавила его нищета…" - вот главная
причина совершения преступления. Ощущение безысходности доводит Раскольникова
до сумасшествия , бешенства и безумия. Он понимает, что от этого никуда не
деться.
Достоевский
нашел такие детали, обрисовывающие быт героя, что читатели начинают испытывать
те же чувства, что и Родион Романович.
Читатель чувствует и духоту летнего Петербурга, и полутьму комнаты
героя.
Мне кажется,
что так обрисовать быт героя может не каждый писатель. Ведь для того, чтобы
читатель почувствовал атмосферу, быт, жизнь героя, нужно обращать внимание на
малейшие детали: на цвет, на запах. Федор Михайлович Достоевский обратил
внимание абсолютно на все. Не будь его подробнейших описаний, мы вряд ли поняли
бы мотивы преступления Раскольникова, которые в конце концов оправдывают его
перед читателем. Мы жалеем героя. И в этом заслуга великого гения -
Достоевского.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/