Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века
Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века
Мастерство сатирического изображения действительности
в одном из произведений русской литературы XIX века.
В
октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей
комедии — комедии "Ревизор". Немного раньше в письме к А. С. Пушкину
Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, "чисто русский
анекдот", обещая, что сделает из него комедию, которая получится
"смешнее черта". Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов -
анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.
В декабре 1835 г. комедия была закончена и в следующем году поставлена на сцене
Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее
с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в пьесе
"всем досталось", а больше всего ему.
Что
же вызывало смех у зрителей? Прежде всего — персонажи комедии. Гоголь показал
невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы
людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального
городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему смешон и
по-своему типичен.
Так,
городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — "уже постаревший на
службе и очень неглупый по-своему человек", прошедший всю служебную
лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин
прочел "пять или шесть книг" и потому считается чуть ли вольнодумцем
и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою
толщину и внешнюю неповоротливость, — большой "проныра и плут"; он
очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин
—"простодушный до наивности человек", обожающий читать чужие письма и
наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим
знакомым.
Главный
персонаж комедии — Хлестаков — молодой человек лет двадцати трех, несколько
приглуповатый и "без царя в голове". Как мы видим, все без исключения
персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично. Гоголь широко использует
прием "говорящих" имен. Чего стоят только фамилии местных
полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор
Гибнер, явно его фамилия образована от глагола "гибнуть".
Чрезвычайно
смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного
ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они
заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги. И это при том, что
сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны
такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает
настоящего ревизора. Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается,
выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с “самим” начальником
отделения его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом
этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда
опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без
удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат
известные произведения; его боится государственный совет и скоро произведут в фельдмаршалы...
Любой человек сразу бы мог "раскусить" Хлестакова; но чиновники
настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и
ничего не подозревают до самого конца — до чтения хлестаковского письма.
Почему
так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой
определенные "грешки". Персонажи комедии представляют собой
"корпорацию разных служебных воров и грабителей", как написал В. Г.
Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует
казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной
данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в
соответствии с чином.
"Смотри!
не по чину берешь!" — распекает он квартального, который вместо положенных
"по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.
Судья
Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как
бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с
"ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется,
когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но
Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный
уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы
распространены по всему государству и в этом городе, как в капле воды,
отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в
каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя — это
горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.
В
"Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так
достоверно показал на сцене российскую действительность. Это реалистическая
комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов" и
"комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить
зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно писатель взял в
качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа
крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было
обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции "классической" комедии
и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в
творчестве Островского и Чехова.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru