М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии
М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии
М. Ю.
Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии
Настоящий
большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса
стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его
творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни
общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и
поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик,
ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего
ценит собственную свободу, презирая мнения "насмешливого, безумного
света".
Я сам собою жил
доныне,
Свободно мчится
песнь моя,
Как птица дикая
в пустыне,
Как вдаль по
озеру ладья.
Но уже тогда
поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ
влачит жалкое, ничтожное существование.
Безумец я! вы
правы, правы!
Смешно
бессмертье на земли.
Как смел желать
я громкой славы,
Когда вы
счастливы в пыли?
Здесь слышится
раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной,
обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в
радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является
могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность
приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная
деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни.
Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к
родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не
склоняет "гордого чела". Но Лермонтов понимал также, что поэзия может
превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо
личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от
политической борьбы. Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали в
стихотворении "Поэт". Он неожиданно и оригинально сближает два образа
— кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленным
предметом и человеком, наделенным даром слагать стихи? Однако она есть. Это
доказывает история кинжала, рассказанная в первой части стихотворения. Автор
вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил
"наезднику в горах", не на одной груди оставив страшный след "и
не одну прорвав кольчугу". Но после гибели своего хозяина кинжал перестал
быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным "в походной лавке
армянина".
Теперь родных
ножон, избитых на войне,
Лишен героя
спутник бедный;
Игрушкой
золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный
и безвредный!
Смысл истории
кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвредную блестящую
игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтом принимает понятный
и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой, средством увеселения
светской знати, если поэт откажется от своего высокого назначения, от своей
гуманной миссии.
В наш век
изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил
назначенье,
На злато
променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом
благоговенье?
В следующих
строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и
назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесь
выразительными сравнениями: "как чаша для пиров", "как фимиам в
часы молитвы", "как божий дух" и, наконец, "как колокол на
башне вечевой". Цель поэзии — "воспламенять бойца для битвы".
Значит, поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для
Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный
вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью,
неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но "простой и гордый" поэт
не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся "блестками и
обманом". Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных
трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать
путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к
поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:
Проснешься ль
ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на
голос мщенья
Из золотых
ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый
ржавчиной презренья?
В стихотворении
"Поэт" возникает мотив взаимоотношения поэта и общества, который
становится ведущим в стихотворениях "Смерть Поэта" и
"Пророк". В "Пророке" Лермонтов рисует идеал, созданный его
воображением, а в стихотворении "Смерть Поэта" он воплощает его в
образе реально живущего человека — великого Пушкина. В нем счастливо соединились
и "свободный, смелый дар", и гордость, и честь, и удивительная
способность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светской
черни, "жадною толпой стоящею у трона", которую Лермонтов прямо
обвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородных
негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: "Свободы,
Гения и Славы палачи", "наперсники разврата", "надменные
потомки известной подлостью прославленных отцов". Лермонтов грозит им
божьим судом, который "недоступен звону злата, и мысли и дела он знает
наперед".
Продолжая тему
роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение "Пророк", в
котором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин
основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать
поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале
стихотворения уже обладает "всеведеньем", которое дает ему право
провозглашать людям "любви и правды чистые ученья". Он хочет
пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от "злобы и
порока". Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе,
погрязшем в грехе и разврате.
В меня все
ближние мои
Бросали бешено
каменья.
В своей
благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость,
изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы,
полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от
своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился
судьбе, не отказался в угоду "могущественным старцам" от идеалов
любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед
трудностями и гонениями.
Продолжив
лучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе,
Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые
развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/