Первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт,
заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк,
поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию.
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал
атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства
теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул.
Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа
химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное
электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических
приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил
происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство
по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути,
освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал
явления природы.
Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию.
Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников
силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и
высокого гражданского звучания.
Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных
филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками
мозаичные картины. Член Академии художеств (1763).
Родился 8 ноября (19 н.с.) в деревне Мишанине-кая Архангельской губернии
в семье крестьянина. Рано обучился грамоте и много читал. В 1724 получил книги:
"Грамматику" М. Смотрицкого (1721), "Арифметику" Л.
Магницкого (1703) и "Псалтирь рифмотворную" Симеона Полоцкого (1680),
- которые впоследствии называл вратами своей учености.
Пытался поступить в Холмогорское училище, но его как крестьянского сына
не приняли, поэтому отправился в Москву. В 1730, скрыв свое происхождение,
поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 дошел до предпоследнего
класса - "философии". Основательное овладение латинским и греческим
языком открыло перед ним богатства античной и европейской культуры.
В 1734 слушал лекции в Киево-Могилянской академии, познакомился с
украинским языком и культурой. После возвращения из Киева был отправлен вместе
с другими студентами в Петербург слушателем университета при Академии наук.
В 1736 Ломоносов был послан в Саксонию для изучения горного дела. Здесь
он приобрел обширные познания и в области физики, химии, хорошо изучил
немецкий, французский, итальянский и английский языки, что дало возможность
познакомиться с литературой нового времени. За границей Ломоносов серьезно
работал в области русской поэзии и создал стройную теорию русского
силлабо-тонического стихосложения, изложенную им в "Письме о правилах
российского стихотворства" (1739) и в основных чертах сохранившуюся и
поныне. Он видел, что единого русского литературного языка не существует так
же, как и единой русской культуры. Он поставил своей целью сделать все
возможное, чтобы заложить основы новой русской культуры, науки, литературы,
литературного языка.
После возвращения из-за границы был назначен адъюнктом АН по
физическому классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность
профессора. С 1741 и до конца жизни Ломоносов работал в Академии наук, находясь
в постоянной борьбе с И. Шумахером (управляющим академической канцелярией), его
сторонниками и преемниками, враждебно относившимися к патриотической
деятельности молодого ученого. Круг интересов Ломоносова был необычайно широк:
физика, химия, математика, астрономия, техника, горное дело, геология,
металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география, история,
филология - в каждой из этих областей он оставил значительный след. Создал
важнейшие филологические труды. Его "Российская грамматика" (1755),
определившая особенности русского литературного языка, явилась первой
собственно русской грамматикой; "Краткое руководство к красноречию" -
курс общей теории литературы; трактат "О пользе книг церковных в российском
языке" (1757) - первый опыт русской стилистики.
Поэтическое творчество занимало большое место в жизни Ломоносова:
"Разговор с Анакреоном" (1759 - 61), "Гимн бороде" (1757),
пьесы "Тамира и Селим", "Демофонт", многочисленные оды.
Заботясь о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на
создании русского университета европейского типа, доступного всем слоям
населения. Его хлопоты увенчались успехом в 1755 - по его проекту был создан
университет в Москве, носящий ныне имя М. Ломоносова. Отдал много сил, чтобы
российская наука развивалась, рождала своих ученых, чтобы российские профессора
преподавали в университете.
Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4
апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александре-Невской
лавры в Петербурге.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/