Лиризм прозы И.А.Бунина (на примере сборника "Темные аллеи")
Лиризм прозы И.А.Бунина (на примере сборника "Темные аллеи")
Лиризм прозы
И.А.Бунина (на примере сборника "Темные аллеи")
Кто не любил,
не выполнил закон,
Которым в мире
движутся созвездья.
К. Бальмонт.
Почему-то
случилось так, что литература конца XIX века относилась к любви как к чему-то
постыдному, тема любви отступала на второй план перед философскими, этническими
и нравственными проблемами века. Даже Толстой в «Крейцеровой сонате» называет
любовь чувством «мерзким». Преклоняясь перед Толстым, Бунин опровергает его
мнение, считая любовь величайшим счастьем жизни, призывая нас ценить её
короткие зарницы, жить ими. Какой же предстает любовь в понимании Бунина?
Мне кажется,
для него «всякая любовь – великое счастье», она вспыхивает и угасает, всякая
попытка построить счастье «навечно» обречена на неудачу, но «одна мысль о жизни
без неё» приводит Бунина в ужас. Праздник любви, постепенно превращается в
будни, одинаково печальные для всех героев Бунина. «И все же, и все же…, любовь
остается в сердце на всю жизнь».
Об этом
рассказывает сборник Бунина «Темные аллеи» с одноименным рассказом о любви.
Тема рассказа
звучит в первых его строках: былая любовь, о которой один из любивших забыл
(или пытался забыть), а другой помнит и хранит, живет этим чувством. Деликатно
и нежно рассказывает автор о прошлом своих героев. Мы не знаем, почему они
расстались, но догадываемся об этом. Я задумываюсь над тем, что мешает Надежде
простить Николая Алексеевича?
Мне кажется,
что в ней говорит не только оскорбленное достоинство, затронута какая-то более
сокровенная струна её души, может быть, уязвленная женская гордость. Она любила
его глубокой, чистой, самоотверженной, первой любовью. А он? Помнил ли он о
своей первой любви? Понял ли он, какую боль он причинил Надежде? Думаю, нет.
Мне кажется, не одни только социально-психологические барьеры мешают ему
соединить свою жизнь с Надеждой. Есть что-то в его характере от «фобий» Онегина
и Печорина, Лаврецкого и Рудина – боязнь осуществленного счастья, совершившейся
и закрепленной в браке любви.
Есть что-то в
его душе, мешающее осуществлению счастья: «Да, конечно, лучшие минуты. И не
лучшие, а истинно волшебные!.. Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если
бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой
горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?». Я
думаю, в этом монологе все важно: и воображаемая социальная лестница, на
которой нет места Надежде,- бывшей крепостной девушке, и словечко «вздор»,
недаром брошенное Николаем Алексеевичем в споре с самим собой. Видно, его
мучает совесть, но признаться себе в грехе он не в силах и покаяться он тоже не
может. В этом, на мой взгляд, его ошибка, его просчет, его грех. Жизнь, которую
он ведет, пуста и бессмысленна: жену он не любит, очевидно, женился по расчету.
Он не может понять, зачем все делается на свете, сам не может ни понять, ни
оценить, своих поступков. Бог и автор дают ему краткий миг для покаяния, но он
не использует его: нарастает трагическая идея рассказа –гимн торжествующей
любви, живущей в сердце хотя бы одного из любящих – Надежды, для которой в
одном часе любви целая жизнь, которая благородна, полна человеческого
достоинства, не опустилась до упреков, жалоб, угроз покинувшему её когда-то
возлюбленному. Идея этого рассказа перекликается с идеей Куприна («Гранатовый
браслет»): истинная любовь ничего не просит, не требует взамен, она
благословляет возлюбленного, она самоотверженна, деликатна, возвышена. Нет, я
не думаю, что Бунин хотел вслед за Карамзиным («Олеся») противопоставить любовь
крестьянки и барина, хотя некая аллюзия с историей Карамзина о том, что «и
крестьянки любить умеют» все же тут прослеживается. Есть тут и
Пушкинско-библейский сюжет о возвращении блудного сына, правда, несколько
измененный. В «Барышне-крестьянке» Пушкин дает счастливый финал: влюбленный
Минский женится на Дуняше, у Бунина же счастливых финалов в рассказах о любви
нет. С чем это связанно? Я думаю, что с тем, что в пушкинские времена ещё
теплилась надежда на гуманное развитие человека, на возможность воплощения
идеала в жизнь, а век XX, когда жил Бунин, сама любовь стала идеалом, к
которому не может приблизиться человек с разорванным сознанием, потерявший
гармонию мира и гармонию души. В рассказе нет сложного сюжета, он построен по
принципу внутренней, скрытой антитезы: наказание героя – в нем самом, счастье
героини – в ней самой:
Кто любит,
счастлив,
Пусть хоть
распят он.
В этих строчках
Бальмонта слышится мне художественное кредо Бунина. Его рассказ вызывает
чувство восторга, заставляет любоваться душевной красотой любящей женщины.
Всякий раз,
когда я беру в руки томик Бунина, у меня возникает желание перечитать эту
историю, за которой мне слышится бунинский голос: «всякая любовь – великое
счастье, даже если она не разделена».
Мне кажется,
эти строки могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Бунина, а в особенности
к его рассказам из цикла «Темные аллеи».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/