Вхождение Л. в
литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его
преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина,
когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть
поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал. Л. боготворил
Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья.
Молодой Л. только мечтал о том, чтобы понести
на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение «Бородино».В
стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно,
что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным
языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи
солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность
битвы передается подбором особой лексики:
Звучал булат,
картечь визжала,
Рука бойцов
колоть устала,
И ядрам
пролетать мешала
Гора кровавых
тел...
Солдат, ведущий
повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно
подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы
обещали,
И клятву
верности сдержали
Мы в
Бородинский бой...
Поэт постоянно
подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это,
пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Солдатам не
свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною...».
Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время,
не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее поколение,
зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Л. считал, что это
стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он
узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же
стихотворении, которое стало известно
общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Л.
свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в
своем романе
«Герой нашего
времени». В душе Л. был свой идеальный особый мир, который резко отличался от
действительности. «В уме своем я создал мир иной...». Необычайно широка
тематика стихотворений Л.. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал
огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о
любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти
стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая
глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и
грустно, и некому руку подать
В минуту
душевной невзгоды...
Эта горечь
распространяется не только на него самого, но и на все поколение («Дума»).
«Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция
стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье
высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я
гляжу на наше поколенье!
Его грядущее
иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья
развивают и доказывают мысль высказанную ранее.
Мы видим
открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Л.
огорчает то, что многие его современники
живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах,
которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у
его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных
привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы,
и любим мы случайно,
Ничем, не
жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно
опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не
способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным
выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою
и скоро позабытой
Над миром мы
пройдем без шума и следа.
Не бросивши
векам ни мысли плодовитой,
Ни гением
начатого труда.
Какая ирония
звучит в словах!
Мы жалко
бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум
наукою бесплодной...
К добру и злу
послушно равнодушны...
«Дума» - это
сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела
мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
Безусловным
шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем
проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний
лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые
подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так
больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам,
что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта,
желание, а не реальность:
Уж не жду от
жизни ничего я,
И не жаль мне
прошлого ничуть...
Показывая
переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам
возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в
самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах
торжественно и чудно!
Спит земля в
сиянье голубом...
Что же мне так
больно и так трудно?
Жду ль чего?
жалею ли о чем?
Таким образом,
мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия
между героем и миром углубляются и
расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с
особенностями эпохи, в которой он жил.
Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/