Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти
Пушкина вся Россия узнала имя его
преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое
стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не
публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них
были общие друзья. Молодой Л. только
мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них
было стихотворение «Бородино».В стихотворении «Бородино»
рассказ о войне доверен старому
солдату. Характерно, что Л.
сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком,
с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью»)
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором
особой лексики:
Звучал булат, картечь
визжала,
Рука бойцов колоть
устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий
повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности
сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к
серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй,
основное в стихотворении:
общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы
пойдем ломить стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах:
«Да, были люди в наше время, не то, что
нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему,
полному славы и доблести. Л.
считал, что это стихотворение не стыдно
показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не
откликнуться на это трагическое
событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый
дух. Для лирики Л. свойственны двойственность в восприятие
мира, такая же, которую он показал в своем романе «Герой нашего времени». В
душе Л. был свой идеальный особый мир,
который резко отличался от действительности. «В уме своем я создал мир
иной...». Необычайно широка тематика
стихотворений Л.. За свою
короткую жизнь (он умер в 27 лет) он
создал огромное количество философских,
романтических, патриотических стихотворений
о любви и дружбе, о природе, о
поисках смысла жизни. Когда читаешь эти
стихотворения, тебя охватывает странное
чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется
не только на него самого, но и на все поколение («Дума»). «Дума» - поэтическая исповедь,
чистосердечная и печальная. Композиция
стихотворения подчинена авторскому
замыслу: в первом четверостишье
высказывается общее суждение о
поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья
развивают и доказывают
мысль высказанную ранее.
Мы видим открытое и
беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во
внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его современники
живут «ошибками отцов и поздним их
умом». Он говорит о декабристах,
которые смирились, прекратили борьбу. С
тревожной болью говорит о том, что у
его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных
привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и
любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни
злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения,
современники поэта не способны ни на
подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который
подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро
позабытой
Над миром мы пройдем
без шума и следа.
Не бросивши векам ни
мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в
груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...
«Дума» - это сатира и
элегия. Поэт говорит от лица той
интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать
ничего не могла.
Безусловным
шедевром русской лирики
является стихотворение «Выхожу один
я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами
изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение
сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти
успокоение в общении с природой. Это
только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни
ничего я,
И не жаль мне прошлого
ничуть...
Показывая переживания
лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что
грусть его светла. Контраст, который
обнажил в самом начале
стихотворения поэт, - это контраст
природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно
и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли
о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно просматривается
грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия
связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт
другой эпохи».
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru