А.
А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века.
Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит
гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны
Ахматовой? На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало
жить поэтессе, в тот момент, когда многое необходимо было переосмыслить и
оценить по-новому, именное в такие моменты истории наиболее глубоко
прочувствовать всю глубину жизни может прежде всего женщина. Поэзия Анны
Ахматовой — это все-таки поэзия женская, и ее лирический герой — человек,
обладающей глубочайшей интуицией, умением тонко чувствовать и сопереживать
всему, что происходит вокруг.
Любовь
— тема, которая с самого начала творческого пути поэтессы стала одной из
ведущих в лирике А. А. Ахматовой. “У нее был величайший талант чувствовать себя
разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной”, — сказал об А. Ахматовой К.
Чуковский. И это очень ярко выражено в стихах раннего периода: “Я не любви
твоей прошу...”, “Смятение”, “Проводила друга до передней...”. Любовь в ранних
стихах Ахматовой всегда безответная, неразделенная, трагичная. Душевная боль ее
лирической героини нестерпима, но она, как и сама поэтесса, всегда с
достоинством переживает удары судьбы.
В
период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво
проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни
она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике
Ахматовой с удивительной нежностью и любовью:
Перед
весной бывают дни такие:
Под
плотным снегом отдыхает луг,
Шумят
деревья весело — сухие,
И
теплый ветер нежен и упруг.
В
этот период происходит сближение лирической героини Анны Ахматовой с окружающим
ее миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно
красивым и гармоничным — миром, к которому стремится ее душа.
Однако
для героя произведений А. Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от
чувства любви к Родине — России в целом. А потому в творчестве поэтессы не
может быть равнодушия к судьбе своего народа, лирической героиней овладевают
чувства боли, тоски по судьбе народа. Ахматовская героиня с каждым годом
становится все ближе к народу и постепенно вбирает в себя все горькие чувства
своего поколения, ощущает свою вину за все, что происходит вокруг нее:
Не
с теми я, кто бросил землю
На
растерзание врагам.
Их
грубой лести я не внемлю,
Им
песен я своих не дам...
В
стихах периода первой мировой войны и русских революций покой и светлая радость
в душе ахматовской героини меняются на постоянное ощущение надвигающейся
катастрофы:
Пахнет
гарью. Четыре недели
Торф
сухой по болотам горит.
Даже
птицы сегодня не пели,
И
осина уже не дрожит...
В
это тяжелое для страны время, время коренного перелома в жизни всей страны и
ахматовского поколения, личные проблемы лирической героини уходят на второй
план, главными становятся проблемы общечеловеческие, проблемы, пробуждающие в
душе чувства тревоги, неуверенности, ощущения катастрофичности и неясности
бытия. Достаточно вспомнить такие стихи, как “Клевета”, “Страх, во тьме
перебирая вещи...”, “Слух чудовищный” и многие другие:
И
всюду клевета сопутствовала мне.
Ее
ползучий шаг я слышала во сне
И
в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь
наугад за кровом и за хлебом.
Огромная
боль за страдания России наиболее полно выразилась в поэме “Реквием”,
написанной в 1935 — 1940 гг. Создание поэмы во многом связано с личными
переживаниями Ахматовой, с арестом сына, но важнее то, что лирическая героиня
этой поэмы вбирает в себя все боли и страдания, выпавшие на долю миллионов
русских людей. Голосом лирической героини поэтому говорит каждая из матерей,
жен, стоящих в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих
близких, каждый из переживших страшную трагедию.
Цикл
стихотворений “Ветер войны” — один из последних в творчестве А. А. Ахматовой —
включает в себя произведения военных и послевоенных лет. Война 1941 — 1945 гг.
— еще одно тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения, и
лирическая героиня поэтессы снова вместе со своим народом. Стихи этого периода
полны патриотического подъема, оптимизма, веры в победу:
И
та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть
боль свою в силу она переплавит.
Мы
детям клянемся, клянемся могилам,
Что
нас покориться никто не заставит!
Послевоенные
стихотворения А. А. Ахматовой (сборник “Нечет”) — это итог ее творчества. В
этих стихах соединены все темы, волновавшие Анну Ахматову в течение жизни, но
теперь они озарены мудростью человека, прожившего насыщенную, яркую, сложную
жизнь. Они полны воспоминаний, но есть в них и надежда на будущее. Для
лирической героини это время ознаменовано возвращением к чувству любви, причем
тема эта получает более общее, философское раскрытие:
Ты
прав, что не взял меня с собой
И
не назвал своей подругой,
Я
стала песней и судьбой,
Сквозной
бессонницей и вьюгой...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/