Главная тема
Лермонтова - личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть
развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода:
это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их
озаглавливает, как дневниковые записи - датой или словами "отрывок",
"исповедь", "монолог". Лирика Лермонтова - летопись
становления души, и в этой абсолютной
искренности - истинное художественное открытие автора.События духовной жизни
интересуют поэта В момент их свершения, а не post factum Его волнует сам
механизм внутреннего движения.
Лирический
герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете
заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не
случайно, но является фактом Судьбы. Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко
соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с тем культом тайной
избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и
отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими
психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами. И
творческий метод Лермонтова, во всяком случае до "Героя нашего времени",
можно определить как психологический романтизм.
В романтическом
ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни, то есть все,
что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств. Каждое же
событие, "работающее" на Судьбу, воспринятое как ее проявление и
знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность
интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти
воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые
слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности и Судьбы. Эти
категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама
неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности миросознания поэта.
Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным
нарушением взаимосвязей.
Лермонтов
погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно
бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта
тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и
человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного
романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными
устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес
глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство
разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе человека.
Исследование
духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил
Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла , Лермонтов приходит к пониманию
важнейшего жизненного закона : и добро и зло находятся не вне человека , но
внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном
пути героя.
Художественное
своеобразие и историко-философская проблематика "Песни про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Поэма 1837 года
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова" в контексте всего творчества поэта воспринимается как
своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору
характерен для 30-х годов прошлого века. глубокий кризис переживала страна
Находясь "на перепутье", которое мрачные умы эпохи склонны были
считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на
"внутренние ресурсы". Дворянская и народная культуры в России были
разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии,
который в Европе "соединял" аристократию и простонародье, обеспечивал
взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-о годы
такую роль посредника" взяла на себя литература.
Давайте
вспомним, каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству
ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам;
появился Гоголь, написавший "Вечера на хуторе близ Диканьки",
которыми зачитывалась вся Россия; появляются "собиратели народных
сказаний"... В 30-ых годах XIX века разгораются ожесточенные философские
споры о судьбах России. Обобщенно можно выделить два основных направления
споров: западники и славянофилы. Западники видели путь развития России в
европеизации; славянофилы же утверждали, что у России свой особый путь.
Лермонтову эти
споры не были безразличны. Он достаточно активно включался в них, но не
примкнул ни к одному направлению. Ему глубоко чуждо было стремление
европеизировать Россию. Западная цивилизация казалась ему пораженной духом
скепсиса, эпоха Просвещения привила европейскому обществу вкус к умозрительной
философии, доминирующей над чувствами. Идеалы Просвещения во многом надуманы,
они противоречат человеческой природе: и проповедь Руссо, согласно которой
счастье достижимо лишь при абсолютной бедности, при полном отказе от благ
цивилизации; и оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да и что дало России
просвещение без возможности применить накопленные знания, без права даже
высказать свободно свои мысли? Путь западной цивилизации представляется
Лермонтову тупиковым: Не так ли ты, о европейский мир, Когда-то пламенных
мечтателей кумир, К могиле клонишься бесславной головою...
Но Лермонтову
чуждо во многом и мировоззрение славянофилов, идеализировавших феодальную
Россию , ориентировавших развитие страны по "восточному" азиатскому
пути. "Песня..." написана в особом жанре . Лермонтов стремился
приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры тешащие
"Песнью" "боярина и боярыню его белолицую", играют
важнейшую роль в структуре поэмы . Авторского голоса читатель не слышит, перед
ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно
нравственные позиции, с которых оценивают персонажи "Песни...", не
лично авторские, а обобщенно - народные. Это многократно усиливает торжество
"правды - матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца
Калашникова , защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/