Лирический герой Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта
Лирический герой Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта
Лирический герой Лермонтова. Основные мотивы лирики
поэта
Традиционно
творчество Лермонтова делят на три периода: 1828 - 1832 (время ученичества,
поиска своего пути, собственного голоса, осознания своего дара), 1833 - 1836
(годы становления, поиска собственных тем, окончательное определение позиции
лирического героя поэта по отношению к миру), 1837 - 1841 (последний период
творчества начинается стихотворением "Смерть поэта", после появления которого
Лермонтов, как когда-то Байрон после выхода в свет двух первых песен
"Паломничества Чайльд Гарольда", "проснулся знаменитым";
мыслящими людьми России Лермонтов воспринят как законный наследник Пушкина,
однако молодой поэт идет не по пути развития и углубления реализма, а
продолжает и завершает, по мнению исследователя В.С. Баевского, эпоху высокого
романтизма в русской поэзии).
Главная
тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и развития. Очень
показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это
лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает,
как дневниковые записи - датой или словами "отрывок",
"исповедь", "монолог". Лирика Лермонтова - летопись
становления души, и в этой исповедальности, абсолютной искренности -
художественное открытие автора. Лирический герой всего лермонтовского
творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю
самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с его
культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и
отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного
и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического
героя: романтический герой лермонтовской поэзии - цельный, бескомпромиссный,
устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Одинокий герой
противостоит толпе, всему миру, Богу. Это один и тот же тип героя, однако
необходимо помнить, что в "Демоне", например, воплощен "пессимистический",
а в "Мцыри" - "гармонический вариант лирического героя".
Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за
свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, но даже за порыв к
свободе, как герой поэмы "Мцыри".
Творческий
метод Лермонтова, во всяком случае до "Героя нашего времени", можно
определить как психологический романтизм (русский литературный опыт уже
обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими
художественными принципами, что не могло не отразиться в поэзии Лермонтова).
Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни
и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы
находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях свободы,
личности и судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их
неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней
конфликтности мировидения поэта.
Лермонтов
погружается в исследования сложного духовного мира человека, чья мысль вечно
бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта
тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и
человека - удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического
конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями
личности. Романтическое двоемирие, как замечает В.С. Баевский, представлено у
Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная
жизнь, тем более упорно лирический герой поэта стремиться прочь от нее - к
небу, к идеалу, в мир своих воспоминаний, своей души. Но и душа героя
подвержена разъедающему, отравляющему влиянию мира. В традиционный
"внешний" конфликт романтизма (личность и мир) Лермонтов привнес глубочайший
внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил -
сил добра и зла - в душе самого человека. Именно поэтому одного из ранних своих
автобиографических героев назвал он "странным человеком", тем самым
определив новизну, странность для общества и такого типа сознания, подобной
психологии личности. Своеобразие лермонтовского героя заключается как раз в
том, что временами он устремлен к слиянию с природой, душа его открыта добру,
любви, Богу. Таково стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива…",
завершающееся строками:
И
счастье я могу постигнуть на земле,
И
в небесах я вижу Бога.
(1837)
Но
временами "мировая скорбь", вызванная неудовлетворительным состоянием
мира, где нет места могучей личности, оборачивается в лирике поэта разъедающим
душу скепсисом. Вот как подводит итог скорбным размышлениям о жизни герой
стихотворения "И скучно, и грустно":
И
жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая
пустая и глупая шутка…
(1840)
В
лермонтовском творчестве нередко можно обнаружить стихи, контрастные по
настроению, в них выраженному, но написанные почти одновременно: ("Ветка
Палестины" и "Узник" (1837), "Молитва" ("В минуту
жизни трудную…") и "Не верь себе…" (1839)). Таким образом,
пессимистическое мировосприятие в душе лирического героя соседствует,
переплетается со стремлением к гармонии, тягой высокому и вечному, что
характерно для всей лермонтовской поэзии. Исследуя истоки добра и зла,
Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло
находятся не вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя
окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому
так мало в лермонтовской лирике отражения внешней жизни: все его внимание
сконцентрировано на духовном пути героя. Лучше всего он сам сформулировал свой
основной творческий принцип в "Герое нашего времени": "История
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не
полезнее истории целого народа..." Лирический герой Лермонтова сам творит
свою Судьбу.
Один
из важнейших мотивов творчества Лермонтова - Земля и Небо в противостоянии их
символических значений. Издавна Небо и Земля символизировали Дух и Плоть,
возвышенное и обыденное, абсолютное Добро и абстрактное Зло. Лермонтов не
отрицает этих значений, но, опираясь на них, ставит свои акценты, наполняет
абстрактные философские категории личностным содержанием. Для него нет
абсолютного Добра и абсолютного Зла. Поэт видит смысл этих понятий лишь при
соотнесении их с конкретной личностью. И тогда в его творчестве начинают
равноправно существовать пантеистические (пантеизм (от гр. pan - все и theos -
бог) - религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и
рассматривающее природу как воплощение божества) и богоборческие мотивы.
Осмысливая библейские сказания, он стремится воссоздать (без поправки на века
толкований) изначальный их смысл, увидеть плоть этих легенд. И тогда его Демон
перестает быть вместилищем порока. Перед нами открывается мятущаяся душа
падшего Ангела, усомнившегося в мудрости Бога, в однозначности Добра - и
отвергшая и Добро, и Бога. Таким образом, сомненье, то есть духовный поиск -
исток зла, проклятье. Но этим "злом" движется мир. Безусловная вера в
мудрость Бога приводит к статике, к остановке на духовном пути, к тупику. И
"Дух отрицанья, дух сомненья", Демон избирает свой путь - путь
бесконечного одинокого поиска. Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова
столкновение непримиримых идей вечного сомненья и безусловной веры.
В
стихотворении "Ангел" поэт создает картину начала земного пути души.
В "мир печали и слез" душа попадает, сохранив воспоминание о
"песне святой" Ангела. Это воспоминание претворяется в тягу к идеалу,
к абсолютному совершенству, - тягу, томящую душу:
И
звуков небес заменить не могли
Ей
скучные песни земли.
И
это же "воспоминание" души о Небе, о недостижимом идеале, становится
дьявольским искушением:
И
гордый демон не отстанет,
Пока
живу я, от меня.
И
ум мой озарять он станет
Лучом
чудесного огня;
Покажет
образ совершенства
И
вдруг отнимет навсегда
И,
дав предчувствие блаженства,
Не
даст мне счастья никогда.
("Мой
демон", 1831)
Но
в сложном, противоречивом духовном мире лермонтовского лирического героя
сомнение и искус могут привести к вере:
Когда
б в покорности незнанья
Нас
жить создатель осудил,
Неисполнимые
желанья
Он
в нашу душу б не вложил,
Он
не позволил бы стремиться
К
тому, что не должно свершиться,
Он
не позволил бы искать
В
себе и в мире совершенства,
Когда
б нам полного блаженства
Не
должно вечно было знать.
("Когда
б в покорности незнанья…", 1831)
Земля
и Небо в понимании Лермонтова не просто противостоят друг другу. Они, выражая
разнонаправленные силы, существуют только в своем единстве, более того - во
взаимопроникновении. Прочтем стихотворение 1830 года "Ночь I",
попробуем вникнуть в суть этой поэтико- философской медитации. Что происходит с
человеком в момент смерти, что обретает душа, "не слыша на себе оков
телесных", воистину ли тело - темница души, оковы, не позволяющие ей
свободного полета в бесконечности? Вот душа освободилась от пут земной жизни -
и что же?! Тело, бывшее при жизни лишь тюрьмой, оказывается не оковами души, но
ее естественным продолжением. При виде разлагающегося тела душа испытывает
физические страдания, "судорожную боль". Только вдумайтесь:
судорожная боль - души! Дух и Плоть оказываются едины, Земля и Небо в человеке
- неразрывны. Удивительное философское осмысление этой трагической сути
человека дает Лермонтов в стихотворении "1831-го июня 11 дня":
Есть
время - леденеет быстрый ум;
Есть
сумерки души, когда предмет
Желаний
мрачен: усыпленъе дум;
Меж
радостью и горем полусвет;
Душа
сама собою стеснена,
Жизнь
ненавистна, но и смерть страшна.
Находишь
корень мук в себе самом,
И
небо обвинить нельзя ни в чем.
Я
к состоянью этому привык,
Но
ясно выразить его б не мог
Ни
ангельский, ни демонский язык:
Они
таких не ведают тревог,
В
одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь
в человеке встретиться могло
Священное
с порочным. Все его
Мученья
происходят оттого.
Это
стихотворение очень многое объясняет в духовном мире лирического героя
Лермонтова. Человек сложнее просто чистоты и просто зла, поэтому его душа
состоит из сопряжения ангельских и демонских сил. Этот хаос противоречий по
самой сути своей устремлен к достижению гармонии, ибо хаос не самодостаточен.
Поэтому так важен космический масштаб лермонтовского творчества: тяготение к
Космосу как к высшей гармонии, абсолютному Идеалу - естественный и единственный
путь преодоления внутренних противоречий личности.
Мотив
странничества, скитальчества - еще один важнейший мотив в творчестве поэта.
Тема странничества, как известно, достаточно широко разрабатывалась в
западноевропейской романтической литературе (у Байрона, немецких романтиков), в
русской поэзии к ней обращались В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.
"Скитальцами", "странниками" часто осознавали себя и сами
поэты-романтики, и в том числе Лермонтов, писавший в 1832 году:
Нет,
я не Байрон, я другой,
Еще
неведомый избранник,
Как
он, гонимый миром странник,
Но
только с русскою душой…
А
через пять лет - в 1837 году в стихотворении "Молитва" - напишет:
Не
за свою молю душу пустынную,
За
душу странника, в свете безродного...
В
этом выразился классический стереотип романтического поэта (странник,
противостоящий миру), соединяющий в себе одновременно
"избранничество" и "гонения". Перед нами особое -
добровольное - одиночество странника, когда отторжение от окружающего мира
становится для лирического героя не клеймом проклятия, а знаком избранности:
Изгнаньем
из страны родной
Хвались
повсюду, как свободой…
("К***"
("О, полно извинять разврат!"), 1830)
Но
мотив странствия, скитальчества выходит у Лермонтова за пределы конкретной,
индивидуальной судьбы поэта и становится выражением судьбы всего современного
автору поколения. В зрелом творчестве Лермонтова этот традиционно романтический
мотив становится одним из центральных. Достаточно вспомнить
условно-символические образы листка-"странника" ("Листок"),
тучек небесных - "вечных странников" ("Тучи"),
"странниками" становится и целое поколение в лермонтовской
"Думе", особым образом "странничество" интерпретируется в
поэме "Мцыри". Мотив странствия является одним из ведущих и в романе
"Герой нашего времени".
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994.
Баевский
В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компедиум. - Смоленск: Русич, 1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru